Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 9», (в редакции от 31.08.2021 г) ПРОГРАММА факультативного курса «Практикум по информатике» 9 класс Планируемые результаты освоения факультативного курса Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; с развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией; - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владеть устной и письменной речью. Познавательные УУД: - понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; - использование ссылок и цитирование источников информации. анализ и сопоставление различных источников. Коммуникативные УУД: - осознавать основные человеком информации; психологические особенности восприятия - получать представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи; - владеть основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; - осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; - использовать коммуникационные технологии в учебной деятельности и повседневной жизни; - овладеть навыками использования основных средств телекоммуникаций. Предметные результаты: - развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений: формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события; - решение простейших комбинаторных задач; - умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления; - развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах: распознавание верных и неверных высказываний; - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; - развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; Содержание факультативного курса Раздел 1. Системы счисления (6 часов) Позиционные системы счисления. 2-ая, 8-ая, 16-ая системы счисления. Перевод чисел в 10-ю систему счисления. Перевод чисел из 10-ой системы счисления. Перевод чисел из 2-ой системы счисления в 8-ую, 16-ую и обратно. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Раздел 2. Кодирование информации (4 часа) Количество информации. Представление числовой Кодирование текстовой информации. информации. Раздел 3. Построение алгебры высказываний (6 часов) Простые и составные высказывания. Высказывательные переменные. Основные логические связки. Логические операции над высказываниями. Формулы и их логические возможности. Равносильные формулы. Свойства логических операций (законы логики). Раздел 4. Алгоритмы (3 часа) Способы задания алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Раздел 5. Введение в Паскаль (7 часа) Основы языка программирования Pascal. Величины и их характеристики: тип, имя, значение. Структура программы. Ввод-вывод данных. Линейная программа. Оператор присваивания. Стандартные функции. Ветвление. Условные операторы if и case. Цикл. Операторы цикла for, while и repeat. Вложенные циклы. Раздел 6. Создание и обработка информационных объектов посредствам текстовых редакторов, электронных таблиц (6 часа) Создание информационных объектов посредствам текстовых редакторов. Создание и обработка информационных объектов посредствам текстовых редакторов. Электронные таблицы. Работа с электронными таблицами в Excel. Расчет в электронных таблицах. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Системы счисления. Кодирование информации. Алгебра высказываний. Алгоритмы. Введение в язык программирования Паскаль. Создание и обработка информационных объектов посредствам текстовых редакторов. Электронные таблицы. ИТОГО Количество часов 6 4 6 3 8 7 34 С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ № 9» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.