Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 9» (в редакции от 31.08.2021г.) Рабочая программа факультативного курса «Решение прикладных задач по математике» основное общее образование 7 класс Планируемые результаты Базовый уровень семиклассник (обучающийся) научится УУД Личностные Регулятивные Повышенный уровень семиклассник (обучающийся) получит возможностьнаучиться использовать математические знания анализировать, сравнивать, обобщать для решения различных задач и оценки и классифицировать факты и явления; полученных результатов строить логически обосно составлять тезисы, простые планы ванное рассуждение, включающее преобразовывать информацию из одустановление причинно-следственного вида в другой (таблицу в текст, ных связей; диаграмму ипр.) создавать математические модели осуществлять поиск информации с ис- делать умозаключения по аналогии, пользованием ресурсов библиотеки, осуществлять самостоятельный поиск справочной литературы и Интернета информации с использованием ресурпод руководством учителя сов библиотеки, справочной литера давать определения понятиям туры и Интернета устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели,ответственное отношение к учению определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надосделать») выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению устойчивый познавательный интерес самостоятельно формулировать учеб- самостоятельно обнаруживать проную проблему, определять цель учебблему, определять цель, выбирать нойдеятельности тему проекта осознавать (и интерпретировать в слу- выдвигать версии решения проблемы, чае необходимости) конечный резульискать средства достижения цели тат, выбирать средства достижения составлять (индивидуально, в группе) цели из предложенных план решения проблемы (выполнения работать по плану проекта) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (корректировать план); оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательнойдеятельности Познавательные УУД У У Д Учебно-исследовательская и проект- выбирать из предложенных тему учебногопроекта, работать по плану исправлять ошибки самостоятельно (в томчисле и корректировать план); делать необходимые выводы и ставитьвопросы самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средствадостижения цели составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (проекта) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (корректировать план); Предметные результаты ИКТкомпетентность КоммуникативныеУУД Стратегии смысловогочтения и работа работать с информацией, в том использовать математические средчисле и с математическими текства для изучения и описания реальстами ных процессов иявлений самостоятельно использовать раз- использовать доказаные виды чтения (изучающее, тельнуюматематическую речь просмотровое, ознакомительное, сопоставлять разные точки зрения, поисковое), выявлять скрытую информацию ориентироваться в содержании на основе жизненного опыта и знатекста:определять главную мысль нийподвергать сомнению достовертекста, находить в тексте необхоностьинформации. димую информацию, различать разные точки зрения, интерпретировать текст; самостоятельно взаимодейство- самостоятельно организовывать вать в группе (определять общие учебное взаимодействие в группе цели, договариваться друг с другом (определять общие цели, договарии т.д.) ваться друг с другом); отстаивать свою точку зрения, ве- отстаивая свою точку зрения, привости дискуссию дить аргументы, подтверждая их понимать позицию другого челофактами, в дискуссии выдвигать века контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; различать в речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;гипотезы, аксиомы, теории; взглянуть на ситуацию с иной позиции идоговариваться с людьми иных позиций. умение работать с различными ре- умение самостоятельно осуществдакторамина компьютере под руколять поискдополнительной инфорводством учителя мации в Интернете соблюдать информационную создавать текст доклада гигиену иправила информа обрабатывать полученные данные ционной безопасности; создавать презентации представлять полученные результатыдеятельности переводить обыкновенные дроби в переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот – обыкнодесятичные и наоборот – обыкновенвенныедроби в десятичные ныедроби в десятичные (сложные за находить процент от числа, число дания) по его проценту, процентное отно- упрощать выражения, содержащие шение чисел, решать текстовые задействия с обыкновенными и периодачи на проценты дическими дробями находить модуль числа, решать ли- решать текстовые задачи на сплавы и нейные уравнения, содержащие несмеси, концентрацию, процентное соизвестное под знаком модуля держание решать линейные уравнения с пара- доказывать тождества и неравенства, метрами, линейные диофантовы содержащие алгебраические дроби уравнения решать сложные линейные уравнения строить графики функций, содерс параметрами, линейные диофанжащихпеременную под знаком мотовыуравнения графически решать уравнения с модудуля графически решать уравнения с мо- лем дулем находить остатки от деления огромныхчисел на данное число использовать делимость целых чисел для доказательства кратности решать нестандартные уравнения второго порядка с использованием выражения данному числу применять признаки делимости чиформул сокращенного умножения сел для решения практических за- делить многочлен на многочлен столбиком дач понимать понятие сравнения по мо- решать задачи на обобщенный приндулю цип Дирихле применять периодичность остатков решать системы линейных уравнепри возведении в степень при выний, содержащих неизвестное под полнении заданий практического знакоммодуля характера решать системы линейных уравне делить многочлен на многочлен ний спараметрами столбиком решать задачи на обобщенный принципДирихле решать системы линейных уравнений,содержащих неизвестное под знаком модуля решать системы линейных уравнений с параметрами Тематическое планирование. Содержание учебного материала Тема Количество часов 4 Дроби Содержание учебного материала Периодические дроби. Правило обращения периодических дробей в обыкновенные. Сравнение дробей. Упрощение выражений. Тождества. Проценты 5 Нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентного отношения двух чисел. Практические задачи на проценты. Задачи на смеси, сплавы,концентрацию и процентное содержание. Модуль 4 Параметры 8 Геометрический и алгебраический смысл определения модуля. Уравнения с модулем. Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля. Графическое решение уравнений. Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля Линейные уравнения с параметром. Линейные диофантовы уравнения. Общее ичастное решения диофантовых уравнений. Графическое решение уравнений. Системы линейных уравнений с параметрами. Делимость чисел 4 Определение и свойства делимости. Теорема о делении с остатком. Определение количества делителей. НОД и НОК чисел. Признаки делимости. Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень. Сравнения по модулю. Формулы сокращенного умножения 5 Обобщенные угольник Двузначные члена Принцип Дирихле 4 Обобщенный принцип Дирихле и делимость чисел. Практические задачи на принцип Дирихле. формулы сокращенного умножения. ТреПаскаля. и трехзначные числа. Деление многона многочлен столбиком. урок») С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения