Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Коррекционные занятия по русскому языку» (1 - 4 класс) Вариант 7.1 Пояснительная записка Программа курса «Коррекционные занятия по русскому языку» 1 -4 классов составлена на основе результатов диагностики, полученных в процессе выявления причин, лежащих в основе трудностей, возникающих в ходе обучения для учащихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1) и на основании заключения ПМПК. Цель данного курса: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся средствами изучаемого программного материала. Основные задачи курса: • повышение уровня общего развития обучающихся. • восполнение пробелов предшествующего развития. • формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков. • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи. • подготовка к усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 9» (вариант 7.1) • формирование навыков чтения, письма соответственно возрасту и классу. Система специального обучения детей с ОВЗ (ЗПР) предусматривает проведение индивидуальных форм коррекционных занятий с учащимися указанной категории. Коррекционные занятия для детей с ОВЗ проводятся индивидуально. Срок реализации программы – 4 года. Тематическое планирование коррекционных занятий по русскому языку (1класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема занятия Кол-во Планируемый результат часов Обведение предметов по 1 ориентироваться на тетрадном контуру. листе Письмо горизонтальных и 1 научится писать элементы наклонных линий. основного алгоритма письма Знакомство с рабочим 1 уметь писать элементы пространством основного алгоритма письма дополнительных строк. Написание крючков Упражнение в написании 1 писать элементы основного элементов основного алгоритма письма алгоритма письма Упражнение в чтении и 1 читать и писать буквы а, у. написании гласных букв а, у Упражнение в чтении слогов и 1 читать слоги, слова и писать слов, написании букв н, м буквы н, м. Упражнение в чтении и 1 читать и писать буквы э, о написании гласных букв о, э Упражнение в чтении слогов и 1 читать слоги, слова и писать слов, написании букв р, л буквы р, л. Упражнение в чтении слогов и 1 читать и писать буквы и, ы. слов, написании букв ы, и. Упражнение в делении слов на слоги. Упражнение в чтении слогов, 1 читать слоги, слова и писать слов и предложений, слоги и слова с буквой й, написании буквы й. Различие и различать буквы й, и. и й. Упражнение в написании слогов и слов с изученными буквами. Упражнение в чтении слогов и 1 читать слияния, слова и писать слов с парными согласными п, буквы б,п; сопоставлять парные б, написании букв б, п, слогов согласные по звучанию и слов с парными согласными (звонкие и глухие) с опорой на п, б слуховые и кинестетические ориентиры Упражнение в чтении слогов и 1 читать слияния, слова и писать слов с парными согласными в, буквы в,ф; сопоставлять парные ф, написании букв в, ф, слогов согласные по звучанию и слов с парными согласными (звонкие и глухие) с опорой на в, ф 13 Упражнение в чтении слогов и 1 слов с парными согласными г, к, написании букв г, к слогов и слов с парными согласными г, к 14 Упражнение в чтении слогов и 1 слов с парными согласными д, т, написании букв д, т, слогов и слов с парными согласными д, т 15 Упражнение в чтении слогов и 1 слов с парными согласными ж, ш, написании букв ж, ш, слогов и слов с парными согласными ж, ш 16 Упражнение в чтении слогов и 1 слов с парными согласными з, с, написании букв з, с слогов и слов с парными согласными з, с 17 Упражнение в чтении слияний 1 и слов, написании букв е, ё Упражнение в списывании печатного текста 18 Упражнение в чтении слияний 1 и слов, написании букв ю,я Слого - звуковой анализ слов с буквами ё,е,ю,я в начале слова 19 Упражнение в чтении и 1 написании слов с ьпоказателем мягкости согласных звуков. Письмо под диктовку слогов и слов с изученными буквами. Упражнение в чтении и 1 20 слуховые и кинестетические ориентиры читать слияния, слова и писать буквы г,к; сопоставлять парные согласные по звучанию (звонкие и глухие) с опорой на слуховые и кинестетические ориентиры читать слияния, слова и писать буквы т,д. Сопоставлять парные согласные по звучанию (звонкие и глухие) с опорой на слуховые и кинестетические ориентиры читать слияния, слова и писать буквы ж,ш; сопоставлять парные согласные по звучанию (звонкие и глухие) с опорой на слуховые и кинестетические ориентиры читать слияния, слова и писать буквы з,с; сопоставлять парные согласные по звучанию (звонкие и глухие) с опорой на слуховые и кинестетические ориентиры производить слого-звуковой анализ слова: определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге; списывать печатный текст производить слого-звуковой анализ слова слов с буквами ё,е,ю,я в начале слова: определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге. Сравнивать слова с мягкими согласными на конце. Анализ слогового состава слов. Составление схемы слов. читать и писать слова с 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 написании слов с разделительным ъ Упражнение в чтении слияний и слов, написании букв х, ц Упражнение в списывании печатного текста Упражнение в чтении слов и предложений, написании слов и предложений с изученными буквами. Работа с деформированным предложением Упражнение в чтении слияний и слов, написании букв ч, щ Упражнение в письме слов и предложений под диктовку Упражнение в построении предложений. Работа с деформированными предложениями Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу, ши, жи. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт. Упражнение в написании слов с мягким знаком. Гласные буквы и звуки. Упражнение в делении слов на слоги. Письмо предложений под диктовку Упражнение в делении слов для переноса Составление предложений при помощи опорных слов. Работа с деформированными предложениями. Упражнение в написании имён собственных. Упражнение в работе с деформированным текстом. Упражнение в написании текста под диктовку. разделительным ъ 1 читать слоги, слова и писать буквы ц, х; уметь списывать печатный текст. 1 Правильно строить предложения и записывать их. 1 читать слоги, слова и писать буквы ч,щ; писать под диктовку предложения. 1 Правильно строить предложения и записывать их. 1 писать слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу, ши, жи. писать слова с буквосочетаниями чк, чн,чт. писать слова с мягким знаком. 1 1 1 делить слова на слоги, научиться писать под диктовку предложения. 1 делить слова для переноса. 1 Правильно строить предложения и записывать их. 1 писать имена собственные с заглавной буквы. уметь работать с деформированным текстом. писать под диктовку предложения. 1 1 (2 класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятия Кол-во часов Устная и письменная 1 речь. Предложение и слово. Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Гласные и согласные звуки, их различие. Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Правописание твёрдых и мягких согласных, сочетаний жи-ши. Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши,чк, чн. 1 1 1 1 1 1 8 Сочетание ча-ща, чу-щу, 1 жи-ши,чк, чн. 9 Деление слов на слоги. 1 10 Перенос слов с буквой Й в середине слова. Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. Текст. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Работа с деформированным текстом. Обучение написанию изложения зрительно воспринятого текста. 1 11 12 13 1 Планируемый результат Различать устную и письменную речь. Уметь строить и записывать предложения. Различать звук и букву, обозначать звук буквой Выявлять признаки гласных и согласных звуков. Выявлять признаки гласных звуков, определять количество слогов в слове. Выявлять признаки гласных и согласных звуков. Объяснять правила написания сочетаний жи, ши. Объяснять правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн Объяснять правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн Находить количество слогов в слове и делить слово на слоги. Уметь объяснять правила переноса слова Выбирать правильно знаки препинания в конце предложения. 1 Различать тексты по признакам. Применять знания в новой ситуации (работа с деформированным текстом). 1 Уметь работать алгоритму с текстом. по 14 15 16 17 18 19 Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. Способ проверки парных согласных на конце слова. Ударение. Ударный и безударный слог. 1 1 1 1 1 1 20 Проверка безударных 1 гласных в корне слова. 21 Правописание 1 проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. Разделительный мягкий 1 знак. 22 23 24 25 Правописание слов с 1 разделительным мягким знаком. Комментированное 1 письмо по теме: «Определение гласных звуков в ударных и безударных слогах». Имена существительные. 1 Упражнение в распознавании имен существительных в речи. Использовать правила написания слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки. Использовать правила написания слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Находить в словах звонкие и глухие согласные звуки. Использовать алгоритм проверки парного согласного на конце слова Уметь находить в словах ударные и безударные гласные звуки. Использовать алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Использовать алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Использовать правило написания разделительного ь Использовать правило написания разделительного ь Уметь писать под диктовку Уметь находить в предложении имена существительные. 26 Заглавная буква. 1 27 Упражнение в написании слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? Глаголы. Упражнение в распознавании глаголов в речи. Обучение в написании изложения по ранее предложенному тексту. Употребление глаголов в речи. Прилагательные. Упражнение в распознавании имен прилагательных в речи. Употребление прилагательных в речи. Предлог как слово и его роль в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов. Единообразное написание корня в однокоренных словах. 1 28 29 30 31 32 33 34 1 Правильно писать собственные имена существительные Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные Уметь находить в предложении глаголы. 1 Уметь работать алгоритму с текстом. 1 находить в предложении имена прилагательные. 1 находить в предложении имена прилагательные. применять правило написания слов с предлогами 1 по 1 Уметь находить однокоренные слова. 1 Уметь правильно писать однокоренные слова (3 класс) № п/п Тема занятия 1 Упражнения распознавании построении предложений разных по цели высказывания и по интонации. Главные и 1 2 Кол-во часов в 1 и Планируемый результат Различать предложение по интонации и цели высказывания. Находить главные 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12-13 14 второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. Упражнение в разборе предложений. Словосочетание. Связь 1 слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. Признаки текста. Типы 1 текста. Повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Корень. Однокоренные слова. Окончание. Определение окончания в словах. Приставка. Определение приставки в словах. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Основа слова. Разбор слова по составу. Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными перед согласным в корне 1 1 1 1 1 2 Правописание слов с 2 безударными гласными в корне. Комментированное письмо. Слова с непроверяемым 1 (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; осуществлять разбор простого предложения по членам предложения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Уметь подбирать заголовок к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Уметь различать морфемы в словах, подбирать однокоренные слова. Уметь образовывать слов с помощью суффиксов, приставок и с помощью приставки и суффикса одновременно. Уметь осуществлять разбор слов по составу. Уметь правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова. Уметь подбирать проверочные слова. Уметь правильно писать слова с безударными гласными в корне слова. Уметь подбирать проверочные слова. Правильно писать написанием 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28 Правописание слов с 1 непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с 1 удвоенными согласными Правописание 1 суффиксов и приставок Правописание приставок и предлогов Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) Упражнение в распознавание рода имен существительных Упражнение в изменении имен существительных по числам Упражнение в изменении имен существительных по падежам Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода 1 1 1 1 непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, слова с удвоенными согласными. Правильно писать гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах. Различать на письме приставки и предлоги. Уметь различать слова с разделительным ъ и разделительным ь. Уметь определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж. 1 2 1 Упражнение в 1 определении рода имен прилагательных Зависимость формы 1 числа имени прилагательного от формы числа имени существительного Число глаголов. 1 Уметь правильно писать имена существительные в единственном числе мужского и женского рода с шипящими на конце. Уметь определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж Уметь различать глаголы, 29 30 31 32 Изменение глаголов по временам Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола Правописание частицы НЕ с глаголами Комментированное письмо. Подготовка к диктанту. 1 1 1 1 33 Работа деформированным текстом. Морфологический разбор слов. 34 Работа над ошибками, 1 допущенными в контрольных работах. (4 класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятия с 1 Кол-во часов Слово. Предложение. Текст 1 Звуки и буквы. Слог. 1 Ударение. Звукобуквенный анализ слов. Правописание гласных и 1 согласных в корне слова Правописание приставок 1 Правописание 1 разделительных ъ и ь Главные члены предложения. 1 Разбор предложения. Написание предложений с 1 однородными членами предложения. Интонация перечисления. Знаки препинания при 1 однородных членах предложения Составление предложений с 1 отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола. Уметь писать глаголы с частицей НЕ. Уметь правильно писать текст под диктовку; распознавать орфограммы в словах. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Осуществлять морфологический разбор слов. Планируемый результат Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения; переписывать текст; анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова Уметь производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку однородными предложения. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 членами Склонение имен существительных в единственном числе. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных Ударные и безударные окончания имен существительных 1 Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и винительном падежах. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного. 1 Имя прилагательное как часть речи. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Обучение написанию изложения повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. 1 1 1 1 текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. Уметь определять лексико-грамматические признаки имен существительных; определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками. Получит возможность находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных. 1 1 1 1 1 1 Уметь осуществлять морфологический разбор имен существительных Уметь определять род, число, склонение имен прилагательных; правильно писать безударные падежные окончания прилагательных. Уметь делить текст на части; передавать его содержание на письме 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дательный и творительный 1 падежи множественного числа имен прилагательных. Правописание безударных 1 падежных окончаний имен прилагательных. Изменение глаголов по временам. 2 лицо глаголов единственного числа. Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы – исключения. 1 Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов I и II спряжение глаголов Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов прошедшего времени. Морфологический разбор глагола. Повторение изученного. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Уметь определять род, число, склонение имен прилагательных; правильно писать безударные падежные окончания прилагательных. Уметь различать глаголы среди других слов и в тексте; определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Уметь различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Уметь определять лицо и число глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов.