Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Коррекционные занятия по математике» (1 - 4 класс) Вариант 7.1 Пояснительная записка Программа курса «Коррекционные занятия по математике» 1-4 классов составлена на основе результатов диагностики, полученных в процессе выявления причин, лежащих в основе трудностей, возникающих в ходе обучения 1-4 классов для учащихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1) и на основании заключения ПМПК. Цель данного курса: коррекция недостатков познавательной сферы средствами изучаемого программного материала. Основные задачи курса: • повышение уровня общего развития обучающихся. • восполнение пробелов предшествующего развития. • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков. • подготовка к усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 9» (вариант 7.1) • формирование навыков счета соответственно возрасту и классу. • понимание характера ошибок при счете и решении задач и умение их исправлять. Система специального обучения детей с ОВЗ (ЗПР) предусматривает проведение индивидуальных форм коррекционных занятий с учащимися указанной категории. Коррекционные занятия для детей с ОВЗ проводятся индивидуально. Срок реализации программы – 4 года. Тематическое планирование коррекционных занятий по математике 1 класс № Тема занятия п/п 1 Упражнение в счёте предметов до 10 2 Упражнение в сравнении групп предметов и ответе на вопрос: "На сколько больше (меньше)?" 3 4 Кол-во Планируемый результат часов 1 Уметь считать до 10. 1 Знать и применять приёмы сравнивания групп предметов и отвечать на вопрос: "На сколько больше (меньше)?" Уметь считать до 10, получать числа 1 и 2. Упражнение в счёте 1 предметов и получении числа 2. Упражнение в получении 1 чисел 3, 4, записи числовых выражений со знаками +,-,= Уметь записывать и решать числовые выражения с результатом 2,3,4 с помощью счётных палочек. 2 5 6 7 8 9 10 Упражнение в получении числа 5 при сложении двух чисел Упражнение в решении и записи равенств и неравенств Упражнение в получении чисел 6,7,8 Упражнение в получении чисел 9, 10 Упражнение в измерении и черчении отрезков. Сантиметр Упражнение в прибавлении и вычитании 1 и 2 1 Уметь решать примеры с результатом 5. 1 Уметь решать равенства и неравенства. Уметь решать примеры с результатом 6,7,8. Уметь решать примеры с результатом 9,10. Уметь измерять отрезки в сантиметрах и чертить их заданной длины. Уметь прибавлять и вычитать 1 и 2 при помощи линейки. Уметь различать задачи и решать их с опорой на рисунок. Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с опорой на рисунок. Уметь прибавлять и вычитать число 3 при помощи линейки. Уметь различать задачи и решать их с опорой на рисунок. Уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3 при помощи линейки. Уметь решать задачи на разностное сравнение. Уметь прибавлять и вычитать число 4. Уметь решать примеры на +,-5,6,7,8,9 с использованием правила перестановки слагаемых. 1 1 1 1 11 Упражнение в составлении и 1 решении задач по рисункам 12 Упражнение в решении задач 1 на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 13 Упражнение в прибавлении и вычитании числа 3 с использованием линейки Упражнение в решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Упражнение в прибавлении и вычитании чисел 1, 2, 3 с использованием линейки Упражнение в решении задач на разностное сравнение Упражнение в прибавлении и вычитании числа 4 Упражнение в решении примеров на +,- 5,6,7,8,9 с использованием правила перестановки слагаемых Упражнение в составлении примеров на вычитание по примерам на сложение и решение их Упражнение в вычитании 14 15 16 17 18 19 20 1 1 1 1 1 1 1 Уметь составлять примеры на вычитание по примерам на сложение и решение их. Уметь вычитать из 1 3 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 из чисел 6, 7, 8 Упражнение в вычитании из чисел 9 и 10 Упражнение в счёте до 20 и ответе на вопрос сколько Упражнение в чтении и записи двузначных чисел в пределах 20 Упражнение в решении примеров на сложение и вычитание с двузначными числами, основанных на знании нумерации чисел Упражнение в решении задач, изученных видов Упражнение в приёме сложения с переходом через десяток Упражнение в сложении вида □+2, □+3, □+4 с переходом через десяток Упражнение в сложении вида □+5, □+6, □+7 с переходом через десяток Упражнение в сложении вида □+8, □+9 с переходом через десяток Упражнение в вычитании вида 11-□ ,12-□, 13-□ 1 1 1 Уметь читать и записывать двузначные числа в пределах 20. Уметь решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами, основанных на знании нумерации чисел. Уметь решать задачи, изученных видов. Знать приём сложения с переходом через десяток. Уметь решать примеры на +2, 3, 4 с переходом через десяток. Уметь решать примеры на +5, 6, 7 с переходом через десяток. Уметь решать примеры на +8, 9 с переходом через десяток. Уметь решать примеры на вычитание вида 11-□ ,12-□, 13- □. Уметь решать примеры на вычитание вида 14-□, 15 -□, 16 -□. Уметь решать примеры на вычитание вида 17-□, 18-□, 19-□. Уметь проверять результат решения примеров изученных видов. 1 1 1 1 1 1 1 31 Упражнение в вычитании вида 14-□, 15 -□, 16 -□ 1 32 Упражнение в вычитании вида 17 -□, 18 -□. 19 -□. Упражнение в решении примеров, изученных видов. 1 33 числа 6,7,8. Уметь вычитать из чисел 9 и 10. Уметь считать до 20 и обратно. 1 2 класс № п/п 1 2 Тема занятия Кол-во Планируемый результат часов Числа от 1 до 20 1 Знать счет 1-20, название чисел. Десяток. Счёт десятками до 1 Уметь считать десятки как простые 100 единицы, называть круглые числа; 4 3 4 5 6 7 8 9 Образование и запись чисел 1 от 21 до 100 Однозначные и двузначные 1 числа Замена двузначных чисел 1 суммой разрядных слагаемых (35=30+5) Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого Сложение и вычитание круглых десятков Определение времени по часам 1 1 1 Порядок действий. Скобки 2 Сравнение числовых 1 выражений 13 Отработка алгоритма 1 вычислений для случаев вида 36+2, 36+20 14 Отработка алгоритма вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 Отработка алгоритма вычислений, когда в сумме круглые десятки Приёмы вычислений для случаев: 26+7 Приёмы вычислений для случаев: 26-7 Отработка алгоритма вычислений для случаев 16 17 18 Уметь выполнять сложение и вычитание круглых чисел. Уметь определять по часам время с точностью до минуты; переводить одни единицы времени в другие. Уметь читать и записывать числовые выражения в два действия; вычислять значения выражений со скобками и без них; соблюдать порядок действий при вычислениях. Уметь моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложения в пределах 100; выполнять устно сложение чисел в пределах 100; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. 1 10-11 12 15 образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать числа. Уметь составлять и решать задачи, обратные заданной; объяснять ход решения задачи. 1 1 1 1 1 5 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 вида: 35+7 Отработка алгоритма вычислений для случаев вида: 35-7 Сложение. Проверка сложения Упражнения в закреплении алгоритма сложения в столбик двузначных чисел, когда в сумме круглые десятки Упражнения в закреплении алгоритма сложения в столбик двузначных чисел с переходом через разряд Упражнения в закреплении алгоритма вычитания в столбик двузначных чисел Упражнения в закреплении алгоритма вычитания в столбик с переходом через разряд Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого Решение уравнений (нахождение вычитаемого) Решение задач в 2 действия с записью краткого условия Задачи на умножение Задачи с величинами: цена, количество, стоимость Решение задач. Деление на равные части Приёмы умножения и деления на 10 Табличное умножение и деление Равенство. Неравенство. Уравнение. (Повторение) 1 Уметь выполнять проверку правильности вычислений Уметь применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. 1 1 1 1 1 Уметь решать уравнения вида: 12 + х = 25, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. 1 1 1 Уметь моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи. 1 1 1 1 Уметь моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. 1 1 6 3 класс № п/п 1 Тема занятия 2 Устные и письменные приемы сложения и вычитания Порядок выполнения действий в числовых выражениях 3 Решение уравнений 4-6 Таблица умножения деления с числами 4-7 7 Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади Таблица умножения и деления с числами 8-9 8 9 10-11 12 и Кол-во Планируемый результат часов 1 Уметь решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. 1 Уметь применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях 1 значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. 3 Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 1 Уметь сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами 1 Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 1 Уметь анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые 2 задачи разных видов. Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Решение задач Умножение, деление с 1 числами 1и 0. Деление нуля на число Уметь умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0 7 13 Доли 1 14 Умножение и деление вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20 Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 Решение задач на нахождение четвертого пропорционального Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления Деление с остатком. Проверка деления с остатком Числа 1–1000. Образование, запись, сравнение чисел 1 Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620 – 200, 470+80, 670 – 140.; 260+310, 670 - 140 Приемы письменных вычислений Прием устного умножения и деления чисел 1-1000 Прием письменного умножения и деления на однозначное число Решение задач несколькими способами Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым. Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания 2 15 16 17 18 19 20 21-22 23-25 26 27-28 29-30 31-32 33-34 Уметь находить долю величины и величину по её доле; сравнивать разные доли одной и той же величины. Уметь выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. 1 1 1 1 Уметь решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. 1 Уметь разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Уметь читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Уметь использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. 1 3 1 2 2 Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Решать уравнения с неизвестными уменьшаемым и вычитаемым 2 2 8 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема занятия Кол-во Планируемый результат часов Повторение. Сложение и 1 Знать алгоритм письменного вычитание. Алгоритм вычитания трехзначных чисел. письменного вычитания Уметь выполнять письменно действия с многозначными трехзначных чисел числами Свойства умножения. 1 Умножение трехзначного числа на однозначное Отработка алгоритма 1 письменного деления на однозначное число. Приемы письменного деления Класс единиц и класс тысяч. 1 Уметь читать, записывать, Чтение запись сравнивать, упорядочивать многозначных чисел. числа от нуля до миллиона; Разрядные слагаемые. устанавливать; группировать Сравнение чисел числа по заданному или самостоятельно установленному Увеличение, уменьшение 1 признаку. числа в 10, 100, 1000 раз Класс миллионов, класс 1 миллиардов. Упражнение в записи и чтении многозначных чисел Единицы длины – километр. 1 Уметь читать и записывать Единицы площади – величины (массу, время, длину, квадратный километр. площадь, скорость), используя основные единицы измерения Решение задач величин и соотношения между Единицы массы – тонна. 1 ними (килограмм — грамм; час — Решение задач. минута, минута — секунда; километр — метр, метр — Единицы времени. 1 дециметр, дециметр — Определение времени по сантиметр, метр — сантиметр, часам. Решение задач с сантиметр — миллиметр). единицами времени Устные и письменные 1 Уметь выделять неизвестный приемы вычислений. компонент арифметического Решение уравнений на действия и находить его значение. нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого Сложение и вычитание 1 Уметь выполнять действия с величин величинами. 9 12 Решение задач на 1 уменьшение/увеличение на несколько единиц 13 Свойства умножения. Письменные приемы умножения Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями Решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя Деление с числами 0 и 1 Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение Решение задач на движение Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Письменное умножение на двузначное число. Письменное умножение на трехзначное число. 14 15 16 17 18 19 20-21 22-23 24-26 26-27 Уметь анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Знать алгоритм письменного приема умножения. Уметь выполнять письменно действия с многозначными числами. 1 1 1 Уметь выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. 1 Уметь анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. 1 1 1 Уметь выполнять письменно действия с многозначными числами. 2 2 Отработка алгоритма 3 письменного деления на двузначное число. Решение задач на движение. Решение примеров и задач 2 на деление Уметь решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, 10 28-29 30 31 32-34 Письменное деление на трехзначное число Решение примеров на умножение Решение примеров на деление Решение примеров и задач изученных видов. арифметическим способом (в 1—2 действия). Уметь выполнять письменно действия с многозначными числами. 2 1 1 3 Уметь решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом. 11