Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш,ул. Комсомольская,21,тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в редакции от 31.08.2021г.) Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» начальное общее образование на основе ФГОС НОО 2-4 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»: Личностные результаты: - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; - осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа); - осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); - принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; - формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества); - сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; - сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. - умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - умение резюмировать главную идею текста - умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; - умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регулирования своей деятельности; - владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты: - умение работать с книгой; - понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания и отражения жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - умение выявлять авторскую позицию; - умение выражать своё отношение к прочитанному; - умение владеть различными видами пересказа; - умение строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - умения участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию. Таким образом, в процессе обучения предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» должны быть сформированы понятия о художественном тексте, литературном произведении, устном народном творчестве и художественном творчестве, о средствах художественной выразительности, структуре художественного произведения, позиции персонажа и повествователя, настроении лирического героя; усвоены первоначальные научные знания о русской литературе. Младшие школьники должны научиться свободно выражать мысли и чувства на родном языке и уметь использовать знания при решении познавательных, практических и коммуникативных задач в соответствии с поставленными целями. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»: 2 класс (17 часов) Тема 1. Школьное детство Рассказы и стихотворения о школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте, традициях в российских семьях и традиционном отношении к образованию детей: Л. Толстой «Филипок»; М. Дружинина «Отличная отметка»; М. Тараненко «Хромое поведение»; Б. Заходер «Перемена»; А. Усачёв «1 сентября». Тема 2. Испокон века книга растит человека Художественные и научно-познавательные тексты по истории создания славянской азбуки и первой книги на языке славян, развития письменности на Руси, о становлении книжной культуры в России, возникновении рукописной книги и её ценности для людей русского Средневековья — научно-популярный текст о возникновении славянской азбуки и научно-художественный текст о рукописной мастерской: Е. Каликинская «Божидар. Книгописная школа» (фрагмент произведения «Стрела и река. Повесть о первопечатниках»); А. Шевченко «Русская речь»; В. Берестов «Читалочка». Тема 3. Россия – наш общий дом Рассказы и стихотворения о детстве в родном краю, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к малой родине, восприятии большой Родины — России: М. Матусовский «С чего начинается Родина?» (фрагмент); К. Ушинский «Наше Отечество»; З. Александрова «Родина»; С. Есенин «Топи да болота…»; Г. Ладонщиков «Родная земля»; П. Синявский «Родная песенка»; М. Пришвин «Моя родина»; Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» (фрагмент); Ю. Симбирская «Астры»; А. Плещеев «Дети и птичка»; И. Иванникова «Первый снег», «Счастье». Тема 4. Зимы большое торжество Рассказы и стихотворения о праздновании Рождества в России XIX–XXI вв., об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: А. Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой…»; А. Вертинский «Рождество»; Т. Бокова «Рождество»; Г. Лебедина «Голубь»; О. Першина «Рождественское чудо». Тема 5. Добра желаешь – добро и делай Рассказы и стихотворения о семье, взаимоотношениях близких родственников и друзей: С. Есенин «Бабушкины сказки»; Е. Благинина «Бабушка-забота»; Т. Бокова «Дедуля»; К. Валаханович «Бывают папы разные»; В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня»; М. Дружинина «Ой, цветёт калина…»; Е. Клюев «По Законам Живой Природы»; И. Краева «Одежда Петровна» (глава из повести в рассказах «Колямба, внук Одежды Петровны, и компания»). Проектное задание (индивидуальное): сочинение рассказа о бабушке/дедушке (по выбору). Тема 6. Дети и война Чтение и изучение рассказа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка…» о блокаде Ленинграда и осиротевших детях, их выживании и взрослении, о взаимоотношениях взрослых и детей в военную пору. Тема 7. Как проживешь, так и прослывешь Стихи и проза о детстве и взрослении, постижении мира и выборе профессий, своего места в этом мире и стиля поведения: стихи: Я. Аким «Кем я буду»; Настя Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии»; М. Тараненко «Жаворонок Витя»; проза: Ю. Кузнецова «Что любит гвоздь», «Плотники-силачи»; О. Кургузов «В ожидании верблюда». 3 класс (17 часов) Тема 1. Осень яснее лета Рассказы и стихотворения об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к учёбе как к своему главному делу в этом возрасте, традициях в российских семьях и традиционном отношении к образованию детей: М. Лермонтов «Осень»; И. Дружаева «Сентябрины»; А. Ляйс «Где-то ждут меня…»; В. Степанов «Воробей»; В. Голявкин «Путешественник»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Ю. Лавряшина «Собачья жизнь Гриши и Васьки»; Н. Сладков «Осень на пороге». Тема 2. Мы с приятелем вдвоем Рассказы и стихотворения о школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, трудностях взросления и нравственного выбора, отношении к книге и обучению в Древней Руси и России ХХ столетия: А. Барто «Так на так»; Б. Заходер «Мы — друзья»; И. Гофф «Русское поле»; Е. Каликинская «Дом семи мастеров»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы»; В. Сухомлинский «Я не боюсь ни грома, ни молнии». Тема 3. Человек без родины, что соловей без песни Стихотворения о любви к малой и большой Родине, об обычае русских людей всегда возвращаться на малую родину, в отчий дом: А. Твардовский «О Родине»; Ю. Визбор «Родные края». Тема 4. Зимняя сказка Чтение и изучение стихотворений: А. Пушкин «Няне»; Саша Чёрный «Няня Пушкина». Рассказы и стихотворения об отношении к Рождеству русских людей и традициях его празднования: А. Фёдоров «Завет»; К. Лукашевич «Рождественский праздник». Проектное задание (индивидуальное): подготовка сообщения и презентации на тему «Няня А.С. Пушкина». Тема 5. Семья – опора счастья Рассказы и стихотворения о семье, взаимоотношениях близких родственников и друзей: А. Платонов «Разноцветная бабочка», В. Сухомлинский «Именинный обед»; Б. Алмазов «Горбушка»; Е. Каликинская «Одно слово кривды»; М. Лукашевич «Ссора»; Е. Наумова «Улицы в наряде новогоднем…»; А. Усачёв «Жили-были ёжики». Проектное задание (групповое): сочинение рассказа на тему «Что значит быть настоящим человеком?». Тема 6. «Повсюду благовест гудит…» Рассказы и стихотворения о православных праздниках: А. Майков «Христос Воскрес!»; С. Есенин «Черёмуха», «Сыплет черёмуха снегом…»; Т. Ларина «Вербное воскресенье»; Саша Чёрный «На Вербе»; М. Толмачёва «Тасина Пасха». Тема 7. Путь к Победе Стихотворения и рассказы о Родине, защите Отечества и памяти народной: Е. Благинина «Шинель»; В. Донская «Доброты не бывает много…»; М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»; С. Орлов «Когда это будет, не знаю…»; Л. Преображенская «Погибшим и живым»; С. Алексеев «Папка»; Е. Каликинская «Валин дедушка». Тема 8. Удивительный мир вокруг нас Авторская сказка и стихотворения об удивительном мире, который надо увидеть и понять, о восхищении жизнью: Е. Клюев «История об одном невероятно глупом Мастерке»; Ю. Мориц «Малиновая кошка»; А. Усачёв «Пыльная песенка». 4 класс (17 часов) Тема 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Рассказы и стихотворения об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как к своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё». Тема 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А.К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В. Бурцова. Проектное задание (индивидуальное): подготовка рассказа и презентации на тему «Как обучали детей в Древней Руси», «Какие школы были на Руси в старину» или «Возникновение книгопечатания» (по выбору). Тема 3. Где нам посчастливилось родиться… Стихотворения о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…»; фрагменты стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова. Проектное задание (групповое): подготовка сообщения и презентации по стихотворениям Н. Языкова и И. Бунина. Тема 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу Рассказ и стихотворения о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушказима», В. Смирнов «Рождественский дед». Тема 5. Невидимый мир вокруг тебя Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов». Тема 6. Любовь к Родине начинается с семьи Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола». Проектное задание (индивидуальное): создание иллюстрации к стихотворению К. Валаханович «Я буду с тобой». Тема 7. «Идет война народная, священная война!» Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои». Проектное задание (индивидуальное): сочинение рассказа о подвигах пионеров-героев. Тема 8. Это русское раздолье, это родина моя Стихотворения о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом». С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№ 9» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тематическое планирование учебного предмета « Литературное чтение на родном (русском) языке»: 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Школьное детство Испокон века книга растит человека Россия – наш общий дом Зимы большое торжество Добра желаешь – добро и делай Дети и война Как поживешь, так и прослывешь Кол-во часов 2 2 2 2 4 2 3 3 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого: Название раздела Осень яснее лета Мы с приятелем вдвоем Человек без Родины, что соловей без песни Зимняя сказка Семья – опора счастья Повсюду благовест гудит Путь к Победе Удивительный мир вокруг нас 17 Кол-во часов Итого: 2 4 1 1 3 2 2 2 17 4 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела Здравствуй, осень! Здравствуй школа! Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Где нам посчастливилось родиться… Рождество подарит праздник и добром согреет душу Невидимый мир внутри тебя Любовь к Родине начинается с семьи Идёт война народная, священная война… Это русское раздолье, это родина моя Итого: Кол-во часов 2 4 1 1 1 4 2 2 17 Тематическое планирование учебного предмета « Литературное чтение на родном (русском) языке»: 2 класс № п.п. Наименование разделов и тем Школьное детство Количество часов 2ч 1 Снова в школу. Хочу все знать и уметь! 1ч 2 Мы ходим в школу. На перемене 1ч Испокон века книга растит человека 2ч 3 Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы 1ч 4 Рукописная книга – память наших предков. Русская речь 1ч 5 6 Россия – наш общий дом 2ч С чего начинается Родина? «Край родной, навек любимый…» Родная земля Осени чудесной красота. «Мороз и солнце; день чудесный!» 1ч 1ч Зимы большое торжество 2ч 7 Рождественское чудо. Светлый праздник Рождества 1ч 8 Помогая, приобретаешь друзей. Благодарность и верность в дружбе. 1ч Добра желаешь – добро и делай 4ч 9 Старый друг лучше новых двух. 1ч 10 Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные 1ч 11 Бабушка – душа дома. Бабушкины сказки. Дедушкины присказки 1ч 12 Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! 1ч 13 14 Дети и война 2ч Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Жили-были дети на войне… Стыд хуже дыма. Жалеть — не стыдно. Доброта — это талант. 1ч Как поживешь, так и прослывешь 3ч 1ч 15 Труд всему голова 1ч 16 Терпенье и труд все перетрут 1ч 17 Живая природа 1ч Итого: 17 ч. 3 класс № п.п. Наименование разделов и тем Количество часов Осень яснее лета 2ч 1 Осенние именины. Осеннее настроение 1ч 2 Первый раз в 3 класс. Мы едем, едем в далекие края. 1ч Мы с приятелем вдвоем 4ч 3 Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой 1ч 4 Благодарность и верность дружбе. 1ч 5 Мы умножим нашу радость и разделим пополам 1ч 6 Рождение печатной книги на Руси 1ч Человек без Родины, что соловей без песни 1ч 7 Старинный обычай. Моя сторона. 1ч 8 Зимняя сказка Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества. 1ч 1ч 9 Семья – опора счастья Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. 3ч 1ч 10 Каждый – сын своего отца. Бабушка моя… 1ч 11 Жили-были братья-сёстры. Правда и кривда 1ч Повсюду благовест гудит… 2ч 12 Вербное воскресенье. Повсюду благовест гудит… 1ч 13 Весна пришла, весне - дорогу 1ч Путь к Победе 2ч 14 Жизнь дана на добрые дела 1ч 15 Сыновий поклон. Это праздник с сединою на висках… 1ч Удивительный мир вокруг нас 2ч 16 Дело мастера боится 1ч 17 Малиновое лето 1ч Итого: 17 ч. 4 класс № п.п. Наименование разделов и тем Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Количество часов 2ч 1 Осени приметы. 1ч 2 Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. 1ч Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… 4ч 1ч 4 Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» Страна городов. Отец и дочь. 5 Подвиги во имя любви. Племянник Ломоносов. 1ч 6 Учитель, ученик, родная кровь. Первые на Руси книги для детей. 1ч 3 Где нам посчастливилось родиться… 7 «Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля! Рождество подарит праздник и добром согреет душу 8 Каждый из нас ангел… Рождество добром согреет душу! Невидимый мир внутри тебя 9 Хлеб в пути – не в тягость. Вначале было слово… Любовь к Родине начинается с семьи 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4ч 10 Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» 1ч 11 Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! 1ч 12 Бабушка моя!.. 1ч 13 Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник. 1ч 14 Идёт война народная, священная война! Героическая азбука. «…А был он лишь солдат…» 2ч 1ч 15 Дети – герои. 1ч 16 Это русское раздолье, это родина моя Русских полей нежное очарованье… 2ч 1ч 17 Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось… 1ч Итого: 17 ч