Рабочая программа учебного предмета «Химия» основное общее образование 8-9 класс

1
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-5250,
e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение к адаптированной
общеобразовательной программе
основного общего образования
обучающихся с задержкой
психического развития
МБОУ «СОШ № 9»,
(в редакции от 31.08.2021 г)

Рабочая программа
учебного предмета
«Химия»
основное общее образование
на основе ФГОС ООО
8-9 класс
(базовый уровень)

2

1.

Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уваже- ния к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
куль- туры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традицион- ных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чув- ства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способ- ности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотива- ции к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире про- фессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познава- тельных интересов, а также на основе формирования уважительного
отноше- ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование
современно-

му

уровню

целостного
развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего соци- альное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отноше- ния к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообще- ства; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах

3

возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социаль- ных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к соб- ственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудни- честве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвы- чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
совре-

менному

экологически

уровню

экологического

ориентированной

мышления,

рефлексивно-оценочной

развитие
и

опыта

практической

деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценно- сти семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
насле- дия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характе- ра.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
про- граммы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
фор- мулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

4

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
реше- ния учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осу- ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осу-

ществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
анало- гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логи- ческое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
анало- гии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятель- ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
нахо- дить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мне- ние;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
зада- чей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письмен- ной
речью, монологической контекстной речью;

5

11) формирование и развитие компетентности в области использования
ин- формационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессио- нальной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной
програм- мы основного общего образования по химии
1) формирование

первоначальных

систематизированных

представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
овладение поня- тийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как
области

современного

естествознания,

химических

превращений

неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и
неживой приро- ды; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами

химической

грамотности:

способностью

анализиро- вать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в
повсе- дневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
без- опасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование

умений

устанавливать

связи

между

реально

наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяс- нять причины многообразия веществ, зависимость их
свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их
свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения
веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и
приборов;

6

6) формирование представлений о значении химической науки в
решении со- временных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техноген- ных и экологических катастроф;
7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами
записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы
обозна- чений Л. Брайля;
8) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
владение

основными

доступными

методами

научного

познания,

используемыми в хи- мии.
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
экспе- римент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя
их су- щественные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«хи- мический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валент- ность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления; называть химические
элементы;
определять состав веществ по их формулам; определять валентность
атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения
химических реакций;

7

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему,
массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кисло- рода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород,
водород; раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»; характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного
веще- ства;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных
классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических
соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

8

объяснять

физический

химического элемента,

смысл

номеров

атомного

группы

и

(порядкового)

периода

в

номера

периодической

системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строе- ния их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
си- стемы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь»,
«электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств
веществ от типа кристал- лической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными
видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«не- электролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей, со- лей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и
реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных ве- ществ;

9

определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неме- таллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ
и ам- миак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами ме- таллов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
мета- нол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеарино- вая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять

возможность

протекания

реакций

некоторых

представителей ор- ганических веществ с кислородом, водородом, металлами,
основаниями, га- логенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химиче- ские реакции, о характере и продуктах различных химических
реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные
уравнения по сокращенным ион- ным уравнениям;

10

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восста- новительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
пре- вращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздей- ствия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проек- тов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
полу- чения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах; критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной ре- кламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
дея- тельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач; по- нимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструк- циях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

2. Содержание учебного предмета Первоначальные химические

понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые
вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химиче- ский
элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества.

11

Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические
формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая
доля хи- мического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ.
Хими- ческие уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химиче- ских реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав
воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химиче- ские
свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических со-

12

единений. Проблема безопасного использования веществ и химических
реак- ций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные
вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и
периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов
первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от
типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая

13

диссоциация

кислот,

щелочей

и

солей.

Степень

окисления.

Определение сте- пени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель.

Восстановитель.

Сущность

окислительно-восстановительных

реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводород- ная
кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводо- родная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Амми- ак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физи- ческие и
химические

свойства.

Соединения

фосфора:

оксид

фосфора

(V),

ор-

тофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства.
Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его
соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и
их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли желе- за
(II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть,
уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол,

14

глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества:
жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его
послед- ствия.
Типы расчетных задач:
1.

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле

соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2.

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема,

массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:
1.

Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила

безопасной работы в химической лаборатории.
2.

Очистка загрязненной поваренной соли.

3.

Признаки протекания химических реакций.

4.

Получение кислорода и изучение его свойств.

5.

Получение водорода и изучение его свойств.

6.

Приготовление растворов с определенной массовой долей рас-

творенного вещества.
7.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы

неорганических соединений».
8.

Реакции ионного обмена.

9.

Качественные реакции на ионы в растворе.

10.

Получение аммиака и изучение его свойств.

11.

Получение углекислого газа и изучение его свойств.

15

12.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII

групп и их соединений».
13.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их со-

единения».
3. Тематическое планирование – 8 класс

№

Разделы программы

п/п

1

Количество

Количество

часов

контрольных практических

Начальные понятия и 20

Количество

работ

работ

1

3

1

3

1

1

-

-

1

-

законы химии
2

Важнейшие представи- 18
тели

неорганических

веществ. Количественные отношения в химии
3

Основные классы неор- 10
ганических соединений

4

Периодический закон и 8
периодическая система
химических элементов
Д.

И.

Менделеева.

Строение атома
5

Химическая

связь. 8

Окислительно-восстановительные реакции
6

Резерв

4

-

-

Итого:

68

4

7

16

Тематическое планирование – 9 класс
№

Разделы программы

п/п

1

Количество

Количество

часов

контрольных практических

Повторение и обобще- 5

Количество

работ

работ

-

-

1

1

1

4

1

2

-

-

1

-

4

7

ние сведений по курсу
8-го класса.
Химические реакции
2

Химические реакции в 10
растворах

3

Неметаллы и их соеди- 25
нения

4

Металлы и их соедине- 16
ния

5

Химия и окружающая 2
среда

6

Обобщение знаний по 5
химии за курс основной
школы.
Подготовка к основному

государственному

экзамену (ОГЭ)
Итого:

68

С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль
«Школьный урок»)
Воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требова-

17

ний и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с дру-

18

гими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».