Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» 1-4 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21,
тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ № 9»
(соответствии с ФАОП, в редакции от 30.08.2023 г. приказ № 130)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речевая практика» 1-4 класс
1 вариант

Пояснительная записка.
Предмет "Речевая практика" в начальной образовательной организации
входит в структуру изучения предметной области "Язык и речевая практика".
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой
коммуникации обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать
обучающихся;

и

обогащать

языковую

базу

устных

высказываний

формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
. Содержание учебного предмета "Речевая практика":
. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания.
"Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение
(по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка,
мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься
пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень
приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной
ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",
"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в
зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?",
"Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании:
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...",
"Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как
хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону:
"Позовите, пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно попросить
(позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание
просьбы
с
помощью
мотивировки.
Формулы:
"Пожалуйста,"...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можноя...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень

приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью
(в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино,
кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые
ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление
устного
текста
монологического) по теме ситуации.

(диалогического

или

несложного

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Речевая практика":
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы на вопросы педагогического работника
прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.

по

содержанию

Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
№
урока

Тема урока
(тип)

Кол.
ч

Основные виды учебной деятельности обучающихся

оборудование
/
План Факт
расходные
материалы
Дата

Школьная жизнь (7 часов)
1

Давайте познакомимся. Приветствия в
школе.(урок открытия новых знаний)

2

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные
картинки

2

Давайте познакомимся.
Я на уроке.
(комбинированный урок)
Давайте познакомимся.
Использование выразительных средств
речи и помощников речи.
(урок
повторение
и
закрепление
полученных знаний)

2

Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя.

Предметные
картинки

3

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

Предметные
картинки

3

Я и мои товарищи (4 часа)
4
5

Знакомство во дворе.
(урок открытия новых знаний)
Знакомство во дворе. Практическое
использование
вопросительной
и
восклицательной интонации.
(комбинированный урок)

2
2

Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.
п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.
Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные
картинки
Предметные
картинки

Я за порогом дома (16 часов)
6

Дорога домой.
(урок открытия новых знаний)

2

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций.

Предметные
картинки

7

Дорога домой.
(комбинированный урок)

2

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций.

Предметные
картинки

8

Знакомство в гостях.
(комбинированный урок)
Знакомство в гостях. Использование
новых слов и предложений в ролевой
игре по новой ситуации.
(комбинированный урок)

2

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

2

Высказывание своих просьб и желаний.

Предметные
картинки
Предметные
картинки

10

Знакомство в гостях. Составление
рассказа по теме речевой ситуации.(урок
повторение и закрепление полученных
знаний)

2

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.

Предметные
картинки

11

Покупка школьных принадлежностей.
Выражение просьбы. (комбинированный
урок)

2

Высказывание своих просьб и желаний.

Предметные
картинки

12

Покупка школьных принадлежностей.
Сравнение двух
предметов.(комбинированный урок)

2

Выполнение речевых действий (приветствия, прощания,
извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и
выражения.

Предметные
картинки

13

Покупка школьных принадлежностей.
Ролевая игра. (урок повторение и
закрепление полученных знаний)

2

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Предметные
картинки

9

Играем в сказку(6 часов)
14

15

16

Теремок. Слушание сказки в устном
изложении учителя.
(урок открытия новых знаний)
Теремок. Рассматривание атрибутов к
ролевой игре, распределение ролей.
(комбинированный урок)
Теремок. Ролевая игра.
(урок
повторение
и закрепление

2

Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;

Предметные
картинки

2

Восприятие на слух сказок и рассказов.

Предметные
картинки

2

Выполнение речевых действий (приветствия, прощания,
извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и

Предметные
картинки

полученных знаний)

выражения.
Игры и игрушки. (6 часов)

17

В магазине игрушек. Сравнение двух
предметов по заданному признаку.

2

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.

Предметные
картинки

(урок открытия новых знаний)
18

В магазине игрушек. Называние
предметов и действий с ними.
(комбинированный урок)

2

Называние игрушек и действий с ними.

Предметные
картинки

19

В магазине игрушек. Ролевая игра.
(урок повторение и закрепление
полученных знаний)

2

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Предметные
картинки

Школьная жизнь (7 часов)
Готовимся к празднику. Мы встречаем
Новый год.
(урок открытия новых знаний)
Готовимся к празднику Практическое
использование
вопросительной
и
восклицательной интонации.
(комбинированный урок)
Готовимся к празднику Рассматривание
атрибутов
к
ролевой
игре,
распределение ролей.
(комбинированный урок)

2

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Предметные
картинки

2

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.

Предметные
картинки

3

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные
картинки

23

Новогодние чудеса. Выбор из двух
картинок соответствующей
предложению.
(урок открытия новых знаний)

2

Игры и игрушки. (6 часов)
Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя.

Предметные
картинки

24

Новогодние чудеса. Использование

2

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные

20

21

22

силы голоса в упражнениях.

картинки

(комбинированный урок)
25

Новогодние чудеса. Разучивание
стихотворения. Воспроизведение его в
ролевой игре.(комбинированный урок)

2

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные
картинки

Я и мои товарищи (7 часов)
26

Зимняя прогулка. Выражение просьбы.
Ролевая игра.
(урок открытия новых знаний)

2

Называние предметов зимней одежды.

Предметные
картинки

27

Зимняя прогулка. Выбор из двух
картинок соответствующей
предложению. (комбинированный урок)

2

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Предметные
картинки

28

Зимняя прогулка. Составление рассказа
с использованием картинносимволического плана.
(урок
повторение и закрепление полученных
знаний)

3

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Предметные
картинки

Я дома (7 часов)
29

Помощники. Слушание стихотворения
А.Барто "Помощница", выбор картинок.
(урок открытия новых знаний)

2

Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы.

Предметные
картинки

30

Спокойной ночи.
(комбинированный урок)

2

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Предметные
картинки

31

Спокойной ночи. Слушание отрывка из
сказки "Сказки о глупом мышонке",
выкладывание картинок.

3

Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы.

Предметные
картинки

(урок повторение и закрепление

полученных знаний)

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс

№

1.

2.

Раздел
Тема урока

Кво
час
ов

Аудирование

Речевая ситуация

Характеристика учебной деятельности обучающегося
Поздравление с
началом учебного
года.

Школьная жизнь –
8ч
Добро пожаловать!

1

У нас новая ученица

1

Культура общения

Выполнение
инструкций по
заданию
учителя
(организацион
ные
инструкции).

Знакомство с новой
ученицей.

Приветствие и
прощание в школе и
дома. Употребление
слов здравствуйте,
доброе утро, до
свидания.
Употребление слов
здравствуйте, доброе
утро, до свидания.
Правила поведения
при знакомстве.

Контрольнодиагностические
материалы
Ответные реплики
в типовом диалоге.

Игра «Подари
улыбку»
(тренировочные
упражнения в
изображении
доброжелательного
выражения лица).
Прослушивание
песни «Улыбка» В.
Шаинского. Игра

Дата

3.

Кто нас лечит и
кормит

1

Выполнение
инструкций по
заданию
учителя
(организацион
ные
инструкции).

4.

Правила для
школьника.

1

Конструирован
ие реплик по
теме.

5.

Дежурим с другом
(подругой)

1

Слушание
песни «Мы
дежурные»,
хоровые
ответы
учащихся на
вопросы из
песни

6.

«Ура! Перемена!»

1

Чтение

«Наши имена»
Экскурсия по школе: Употребление слов
Игра «Подари
посещение
здравствуйте, доброе улыбку»
медицинского
утро, до свидания.
(тренировочные
кабинета, столовой.
Правила поведения
упражнения в
Знакомство с
при знакомстве.
изображении
персоналом.
доброжелательного
выражения лица).
Прослушивание
песни «Улыбка» В.
Шаинского. Беседа
по итогам
экскурсии.
Введение детей в
Расширение
Игра «Дополни
ситуацию знакомства представления детей предложение» по
Развитие умения
о правилах поведения условноучаствовать в
при знакомстве.
графическим
вопросно-ответном
схемам.
диалоге.
Проигрывание
диалогов
знакомства
игрушек.
Выявление
Закреплять умение
Проигрывание
представлений детей строить
диалогов между
по теме ситуации с
высказываниедетьми с
помощью вопросов
просьбу и отвечать
использованием
учителя и с опорой на на просьбу согласием соответствующей
иллюстративный
или отказом
мимики, силы
материал
голоса, жестов.
Уточнение
обязанностей
дежурных.
Обсуждение
Познакомить

учителем
стихотворения
«Перемена»

ситуации по
вопросам учителя.
Моделирование
диалогов на основе
изображенной на
картинке ситуации
Моделирование
диалогов на основе
изображенной на
картинке ситуации и
по собственному
опыту
Обогащать
лексический запас
учащихся словами,
называющими
игрушки, их
основные признаки и
действия с ними
Описание игрушки
по картиннографическому плану.

7.

Истории о лете

1

отгадывание
загадки о лете

8.

Я расскажу вам, где
отдыхал

1

Разучивание
считалок

9.

Игры и игрушки
–5ч
1
«Игрушки»

10.

«Моя любимая
игрушка»

1

11.

«Магазин игрушек»

1

Разучивание
чистоговорки
То-то-то – у
Антона лото.

Чтение
учителем
стихотворения
А. Барто «Я
люблю свою
лошадку»
Конструирован
ие возможных
диалогов
между
продавцом и
покупателями

Помочь
первоклассникам
перенести
полученные знания о
ситуации «Покупка в
магазине» в новые

школьников с
основными
правилами поведения
на перемене.
Познакомить с
Игра «Рассказ по
правилами участия в кругу»
полилоге
Познакомить с
правилами участия в
полилоге

Игра «Назови
ласково»

Повторить основные
правила поведения в
магазине.

Составление
рассказа о лете с
опорой на
вопросительно –
символический
план
Составление
предложений об
игрушках,
изображенных на
картинке, по
образцу, данному
учителем
Игра «Отгадай мою
игрушку»

Ролевая игра
«Магазин игрушек»

12.

«Уложим куклу
спать»

1

13.

«Мы уже не
малыши»

1

в магазине
«Игрушки» с
опорой на
содержание
картинки
Слушание
стихотворения
Ю. Горея
«Колыбельная
».
Выполнение
игровых
действий в
соответствии с
текстом.
Устные отчеты
о выполняемых
действиях.
Чтение
стихотворения
А. Барто «Я
выросла»

условия

Активизировать в
словарном запасе
школьников
выражения,
традиционные в
ситуации перед сном.

Называние игрушек и
учебных вещей,
классификация с
использованием
обобщающего слова.
Составление
предложений «Где
что находится?»,
«Какие предметы не
на своём месте»,
«Что положу в
портфель», «Куда
уберу игрушки».
Беседа о бережном
отношении к вещам.

Тренировочные
упражнения в
произнесении
пожеланий перед
сном спокойным
голосом с ласковой
интонацией

Формировать у
учащихся умение
давать отчеты о
выполняемых
действиях. Ролевая
игра «Уложи куклу
спать»

Выявление умений
рассказывать о
предстоящей и
выполненной
работе, проводить
простую
классификацию
(игрушки –
учебные вещи),
строить
предложения по
вопросам,
использовать
предлоги (в, на,
под).

14. . Играем в сказку – 7
ч
Знакомство со
сказкой «Три
медведя»
15.
Инсценировка
сказки «Три
медведя»

1

Разучивание
чистоговорки

Составление
высказываний по
условным схемам
«Куда нужно убрать
вещи (игрушки и
учебные
принадлежности)
Познакомить
учащихся с русской
народной сказкой
«Три медведя»

1

Коллективное
рассказывание
сказки.

Инсценирование
сказки с
использованием
элементов костюмов

Выбор из
нескольких,
близких по
содержанию
картинок, той,
которая
соответствует
услышанной
сказке.
Прослушивани
е аудиозаписи
сказки «Три
поросенка»

Познакомить
учащихся со сказкой
«Три поросенка»

16.

Знакомство со
сказкой «Три
поросенка»

1

17.

Инсценировка
сказки «Три
поросенка»

1

Инсценирование
сказки и
использование
элементов костюмов

Продолжать
формировать
представления детей
о правилах поведения
при знакомстве.
Развивать
интонационные и
жестово-мимические
умения школьников в
процессе
инсценировки сказки
Формирование
навыков
взаимопомощи на
примере героев
сказки.

Выкладывание
картинок в
правильной
сюжетной
последовательности
Беседа «Самая
интересная сказка»
с привлечением
личного опыта
учащихся

Развивать
интонационные и
жестово-мимические
умения школьников в
процессе
инсценировки сказки

Беседа «Самая
интересная сказка»
с привлечением
личного опыта
учащихся

Выкладывание
изображений
персонажей сказки
на парте после
ответа на вопрос
учителя «Кто из
чего построил
домик?»

18.

.Знакомство со
сказкой «Красная
Шапочка»

1

Прослушивани
е загадки в
форме
«звукового
письма»

Познакомить
учащихся со сказкой
«Красная Шапочка»

Продолжать
Игра «Расскажи по
формировать
кругу» с опорой на
представления детей картинки
о правилах поведения
при знакомстве.

19.

Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»

1

Коллективное
рассказывание
сказки.

Инсценирование
сказки и
использование
элементов костюмов

1

Заучивание
четверостишья
из
стихотворения.

Познакомить
учащихся с
творчеством С.
Михалкова

Развивать
интонационные и
жестово-мимические
умения школьников в
процессе
инсценировки сказки
Воспитывать у детей
любовь к животным.

Слушание
стихотворения
Е. Благининой
«Посидим в
тишине»

Понимание прямых
родственных
отношений:
мама,
папа,
дедушка,
бабушка,
братья,
сестры.
Знание
имени, отчества и
фамилии
своих
родителей, места их
работы, имён братье
и сестёр, их занятий.
«Кто старше, кто
младше?».
Знание своего имени,

20.

Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой
щенок»

21.

Я дома – 4 ч

22.

В воскресенье все
дома

1

Расскажи о себе

1

Формировать
уважительное
отношение
старшим

Рассказывание
сказки учащимися с
опорой на
предметные
картинки.

Воспроизведение
содержания
стихотворения по
сюжетным
картинкам.
Выявление знаний
учащихся о членах
к своей семьи, о
понимании
отношений: старше
- младше, умения
составлять
предложения
по
сюжетным
картинкам.

Рассказ о себе по

отчества, фамилии,
адреса.
Моделирование
телефонных
разговоров с мамой.

образцу

23.

Я звоню себе домой

1

Разучивание
чистоговорки

24.

Я звоню в
экстренные службы

1

Слушание и
воспроизведен
ие
чистоговорки:

Конструирование
диалога с
диспетчером
«Скорой помощи»

Слушание
стихотворения
Г.П. Шалаевой
«Умей играть
самостоятельн
о»
Слушание
стихотворения
Э. Мошковская
«Не надо
больше
ссориться»

Формировать умение
школьников
разворачивать диалог
в игровых ситуациях.
Моделирование
спорных ситуации и
способы их решения

Формировать
доброжелательное
отношение друг к
другу

Слушание
песни «Мы
дежурные»,
хоровые
ответы

Выявление
представлений детей
по теме ситуации с
помощью вопросов
учителя и с опорой на

Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу и отвечать
на просьбу согласием

25. . Мои товарищи в
школе - 4 ч
Играем во дворе

1

26.

Не надо больше
ссориться

1

27.

Дружат в нашем
классе девочки и
мальчики

1

Познакомить с
правилами общения
по телефону
Познакомить с
правилами общения
по телефону

Чтение номеров
телефонов, запись и
заучивание
домашнего номера
телефона
Составление
рассказа с опорой
на картинки

Умение игры по
правилам.
Игра «Кто
быстрее?»
Проигрывание
диалогов между
детьми с
использованием
соответствующей
мимики, силы
голоса, жестов.
Игра «Что такое
хорошо?»
Проигрывание
диалогов между
детьми с
использованием
соответствующей

учащихся на
вопросы из
песни

28.

Наш товарищ
заболел

29.

Готовим
новогодний
праздник - 3 ч

1

иллюстративный
материал

или отказом

Слушание
стихотворения
Г.П. Шалаевой
«Если друг
попал в беду,
помоги ему»

Выявление
представлений детей
по теме «Опасные
ситуации» с
помощью вопросов
учителя и с опорой на
иллюстративный
материал

Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу,
обращенную к
учителю.

Разучивание
новогоднего
стихотворения
по выбору
учителя.

Составление письма
Деду Морозу с
опорой на условнографические схемы
предложений

Учить отвечать на
вопросы в беседе и
инициировать
общение

Развивать у
школьников жестовомимическую и
интонационную
выразительность
репликипоздравления,
сопровождающие
вручение подарков

Готовимся к
празднику

1

30.

Новогодние чудеса

1

Слушание
песенки «В
лесу родилась
елочка»

Моделирование
ситуации знакомства
на карнавале

31.

Новогодние
поздравления

1

Выбор на
рисунке
ситуации,
соответствующ
ей реплике,

Моделирование
возможных диалогов
между героями
картинки при
преподнесении

мимики, силы
голоса, жестов.
Уточнение
обязанностей
дежурных.
Рассказ по
сюжетным
картинкам порядка
действий в опасной
ситуации

Рассказ по кругу:
коллективное
составление
рассказа о
новогоднем
празднике с опорой
на сюжетные
картинки.
Игра «Узнай меня»

Проигрывание
диалогов между
учащимися при
преподнесении
подарков.

Новогодние
поздравления
Зимняя прогулка
–4ч
Зимняя одежда

1

34.

Зимние забавы

1

35.

Мы катаемся с
горы

1

36.

Мы лепим
снеговика

1

37.

Мойдодыр – 12 ч

32.
33.

Я умываюсь

1

1

произнесенной
учителем
Заучивание
чистоговорки
«в шапке да
шубке хорошо
Мишутке»

подарков.

Выбор
предложения,
наиболее
подходящего к
картинке из
двух,
произнесенных
учителем (У
Миши санки. –
У Маши
санки.)
Н. Некрасов
«Детство»
(отрывок)

Моделирование
возможных диалогов
между героями
картинки

Давай, дружок,
Смелей,
дружок.
Кати по снегу
Свой снежок.
Слушание
отрывка из
стихотворения
«Мойдодыр»

Закреплять умение
составлять рассказы
из личного опыта

Рассматривание
картинок и
называние предметов
зимней одежды и
обуви

Закреплять умение
составлять рассказы
из личного опыта

Активизировать в
словарном запасе
школьников слова,
обозначающие

Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу, подать тот
или иной предмет
одежды
Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу, в связи с
ситуацией

Проигрывание
ситуации «Кукла
одевается на
прогулку»

Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу, в связи с
ситуацией
Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу, в связи с
ситуацией
Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу

Составление
рассказа с опорой
на картинку

Составление
рассказа с опорой
на картинный план

Составление
рассказа с опорой
на картинный план.
Практическое
занятие.
Составление
короткого рассказа
на тему «Я
умываюсь» и

предметы гигиены
38.

Я чищу зубы

1

Отгадывание
загадок.

Активизировать в
словарном запасе
школьников слова,
обозначающие
предметы гигиены

39.

Режим дня
школьника

1

Слушание
стихотворения
С. Михалкова
«Про Мимозу»

Познакомить детей с
режимом дня
школьника, с
последовательностью
их действий.

40.

Я правильно
одеваюсь

1

Слушание
стихотворения
С. Я. Маршака
«Рассеяный»

41.

Вещи в моем
шкафу

1

Отгадывание
загадок

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы одежды
Употребление в речи
предлогов в, на, под.

42.

Я собираюсь на
прогулку

1

Отгадывание
загадок

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы одежды и
распределение их по
сезонам и по
принадлежности.

Закреплять умение
строить
высказываниепросьбу

Формирование
навыков
взаимопомощи.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста

закрепление его
действиями
Составление
короткого рассказа
на тему «Я чищу
зубы» и
закрепление его
действиями
Правильное
расположение
картинок по
порядку,
составление
рассказа по
картинкам.
Игра «Одень
Машу»

Практические
упражнения по
складыванию
одежды.
Усвоить
последовательность
действий при
одевании. Игра
«Оденься
правильно»

43.

Содержу одежду в
чистоте

1

Отрывок из
стихотворения
В.
Маяковского
«Что такое
хорошо, что
такое плохо?»

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы,
используемые при
уходе за одеждой.

Формирование
навыков
взаимопомощи.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.

44.

Опрятному
человеку нужны
помощники

1

Выполнение
инструкций по
заданию
учителя
(организацион
ные
инструкции).

Употребление слов
здравствуйте, доброе
утро, до свидания.
Правила поведения
при знакомстве.

45.

Я обуваюсь

1

46.

Я ухаживаю за
обувью.

1

Слушание
стихотворения
«Научу
обуваться и
братца» Е.
Благининой
Отгадывание
загадок.

Экскурсия в
прачечную.
Знакомство с
персоналом.
Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы бытовой
техники.
Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
разновидность обуви

Формирование
навыков
взаимопомощи.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.

47.

Я по лужам
прогулялся

1

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы для ухода
за обувью
Закреплять умение
составлять рассказ из
личного опыта

Слушание
детской песни
«Ангина»

Составление
рассказа о том, как
проходит день
школьника, после
возвращения из
школы. Игра «Кто
знает, пусть
продолжает»
Правильное
расположение
картинок по
порядку,
составление
рассказа по
картинкам.

Практические
упражнения в
обувании, в
шнуровании.
Практические
упражнения в уходе
за обувью.

Игра «Кто знает,
тот продолжает»

48.

Мишка заболел

49.

Я за порогом
дома
Садитесь,
пожалуйста!
(Поведение в
автобусе)
Мы не знаем, как
пройти, Как быть?

50.

1

1

Слушание
отрывка из
стихотворения
К.И.
Чуковского
«Айболит»
Слушание
песенки «Мы
едем, едем,
едем»

1

Отгадывание
загадок.

51.

Где я живу

1

Отгадывание
загадок

52.

Моя дорога в
школу

1

Отгадывание
загадок

53.

За покупками в
магазин

1

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
медицинские
предметы
Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
общественный
транспорт
Моделирование
ситуации «Я забыл
дорогу». Обратить
внимание учащихся
на значение
интонационного
выделения слов
Запоминание своего
адреса

Моделирование
ситуации «В школу я
иду таким путем»
Конструирован Помочь
ие возможных первоклассникам
диалогов
перенести
между
полученные знания о
продавцом и
ситуации «Покупка в
покупателями магазине» в новые
в магазине с условия
опорой на

Формирование
доброжелательного
отношения к
больному

Сюжетно – ролевая
игра «Я - доктор»

Формирование
навыков
взаимопомощи.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.

Моделирование
ситуации «Я в
автобусе»

Формирование
навыков
взаимопомощи.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.

Анализ ситуации по
вопросам учителя.
Рассматривание
картинок.

Повторить основные
правила поведения в
магазине.

Проигрывание
диалога «Где ты
живешь?»
Зарисовка
маршрута от дома
до школа
Ролевая игра
«Магазин игрушек»

54.

Я иду в кружок.
Кто со мной?

55.

Мы в гостях на день
рождении

56.

День рождения
!Знакомимся с
гостями

57.

День рождения!
Провожаем гостей

58.

Накрываем на стол

содержание
картинки
1
Конструирован Ролевая ситуация «Я
ие репликзаписываюсь в
обращений в кружок»
ситуации
записи в
кружок
1
Расширять
представления
учащихся о правилах
поведения при
знакомстве с
ровесниками и
старшими
1 Драматизация Познакомить
песни «К нам первоклассников с
гости пришли» понятием
«познакомить кого-то
с кем-то»
1
Отрывок из
Расширять
сказки А.
представления
Милна «Вини- учащихся о правилах
Пух и все, все, поведения при
все…»
прощании с
ровесниками и
старшими
1
Отгадывание Расширить
загадок
словарный запас
школьников,
обозначающие
предметы посуды.
Правила этикета за

Познакомить с
Беседа с опорой на
основными моделями личный опыт
поведения в
ситуации записи в
кружок
Учить школьников
правильно вести себя
при знакомстве со
старшим по возрасту
гостем

Коллективное
составление
рассказа «Как мы
ходили в гости» по
опорным картинкам

Учить школьников
правильно вести себя
при знакомстве со
старшим по возрасту

Коллективное
составление
рассказа «Как я
гостей встречал» по
вопросам учителя
Ролевая игра
«Кукла провожает
гостей»

Учить школьников
правильно вести себя
при прощании со
старшим по возрасту

Использование в
речи слов
«передайте,
пожалуйста»,
«подайте,
пожалуйста»

Ролевая игра
«Кукла накрывает
на стол»

59.

Поздравляем маму

60.

Мир природы – 8
ч

1

Заучивание
стихотворения
к 8 Марта по
выбору
учащихся
Слушание
стихотворения
А. Плещеева
«Весна»

столом.
Составление
поздравления маме с
опорой на условнографические схемы
предложений
Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
признаки весны
Расширить
словарный запас
школьников,
названий первые
весенние цветы

Учить
первоклассников
строить репликипоздравления,
сопровождающие
вручение подарков

Проигрывание
диалогов между
учащимися при
преподнесении
подарков.
Составление
рассказа с опорой
на картинный план

1

61.

«К нам весна
шагает…»
Первоцветы

1

Слушание
стихотворения
«Подснежник»

62.

Весенняя прогулка.

1

Отгадывание
загадок

63.

«А у нас в квартире
кот! А у вас?»

1

Закреплять умение
составлять рассказ из
личного опыта

Называние ласково

64.

Учу попугая
говорить

1

Слушание
стихотворения
Б. Заходер
«Кискино
горе»
Отгадывание
загадки.

Закреплять умение
составлять рассказ из
личного опыта

Называние ласково

65.

У меня есть щенок!

1

Проигрывание

Закреплять умение

Называние ласково

Называние
первоцветов ласково.

Экскурсия на
школьный двор.

Составление
описания
первоцветов по
картиннографическому
плану
Составление
рассказа о весне по
впечатлениям о
прогулке.
Составление
описания кота по
картиннографическому
плану
Составление
описания попугая
по картиннографическому
плану
Составление

66.

Здравствуй лето!

1

67.

Здравствуй, лето!

1

68.

Итоговое занятие

стихотворения
А. Прокофьева
«Тузик»

составлять рассказ из
личного опыта

Слушание
стихотворения
И. Гуриной «
Здравствуй
лето!»
Отгадывание
загадок,
доскажи
словечко

Расширить
словарный запас
школьников,
обозначающие
признаки лета
Экскурсия на
школьный двор.

описания собаки по
картиннографическому
плану
Правила поведения
на воде
Игра «Морские
фигуры»
Составление
рассказа о лете по
впечатлениям о
прогулке. Правила
поведения в лесу

1

Календарно тематическое планирование по предмету
Речевая практика
3 класс
№

1-2

Тема урока

Повторение предложений,
разных по структуре

Колво
час
2

Дата
план

Минимальный уровень ЗУН
факт
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Коррекция звукопроизношения.

Примечания

3

Прослушивание коротких сказок
с последующим пересказом

1

4-6

Прослушивание коротких сказок
с последующей инсценировкой

3

7

Многообразие тона речи.
Тренировочные упражнения в
передаче радости
Многообразие тона речи.
Тренировочные упражнения в
передаче грусти
Тренировочные упражнения в
передаче испуга, удивления,
горя.
Мимика и жесты

1

11-12

Упражнения в передаче чувств с
помощью мимики и жестов

2

13-14

Практическое использование
силы голоса, тона и темпа речи

2

8

9

10

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной
памяти
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной
памяти. Развитие воображения.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь передавать интонацией чувства и эмоции.

1

Уметь передавать интонацией грусть. Уметь
воспринимать и понимать обращенную речь.

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с
помощью невербальных средств выразительности
речи. Уметь использовать мимику и жесты при
общении. Развитие воображения. Коррекция
эмоционально - волевой сферы
Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с
помощью невербальных средств выразительности
речи. Уметь использовать мимику и жесты при
общении. Развитие общей и мелкой моторики.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Знать и уметь применять средства выразительности

1

речи в игровых ситуациях. Развитие воображения.
Коррекция эмоционально - волевой сферы
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом.Расширение словарного запаса. Знать и
использовать в речи слова и выражения: уроки,
домашнее задание, письменные принадлежности,
учебные принадлежности. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом.Расширение словарногозапаса. Знать и
использовать в речи слова и выражения::улица,
транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации

15

Определение темы ситуации,
подбор слов

1

16

Лексическая тема: "Я готовлю
уроки"

1

17-18

Лексическая тема: "На улице
города"

2

19

Лексическая тема: "Современная
техника в доме"

1

Расширение словарного запаса. Знать и использовать в
речи слова и выражения: телевизор, мультиварка,
микроволновая печь, электроприборы. Уметь
правильно оценивать себя в речевой ситуации

20-21

Общение: "Мы собрались
поиграть"

2

22-23

Общение: "В библиотеке"

2

Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать
правила. Учить строить диалог «предложение –
возражение». Развитие умения правильно оценивать
себя в речевой ситуации
Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке.

24-25

Общение: "Сказки про Машу"

2

26

Лексическая тема: "Магазин"

1

27

Культура общения в магазине

1

28-29

Общение: "Телефонный
разговор"
Занятие - игра "Телефонный
разговор"

2

31

Культура поведения в театре,
кинотеатре

1

32

Общение: "Я - зритель"

1

33

Общение: "Я - зритель"

1

34

Чистоговорки.

1

35-36

Упражнения в произнесении
стихотворных диалогов

2

30

1

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации
Учить использовать синонимы при составлении устных
рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя
в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и
другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя
в речевой ситуации.
Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать
правила. Тренировать в использовании формул
общения по телефону. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации.
Учить правильно вести себя в общественных и
культурных местах. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать «вежливые» слова. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать «вежливые» слова. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить четко произносить слова в чистоговорках.
Коррекция звукопроизношения
Развивать выразительность. Учить строить диалог по
принципу: вопрос – ответ.

Подбор картинок к услышанным
предложениям
Лексическая тема:"Бытовые
советы"
Общение:" Какая сегодня
погода"

2

42-43

Общение: "Снегурочка"

2

44

Культура общения: "Я иду в
гости"

1

45-47

Общение: "Веселый праздник"

3

48-50

Общение: "Учимся понимать
животных"

3

51

Составление различных
предложений по теме: "Весна"

1

52

Лексическая тема: "В зоопарке у
зверей"

1

37-38
39
40-41

1
2

Развивать выразительность. Учить строить диалог по
принципу: вопрос – ответ.
Расширение словарного запаса.
Учить получать информации из телевизионных
сообщений и печатных изданий, доносить информацию
до других людей.
Учить связывать части текста с помощью специальных
слов. Развитие умения правильно оценивать себя в
речевой ситуации.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать полученные умения вести беседу,
рассказывать истории в ситуации общения в гостях.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.
Расширить представления учащихся о способах
коммуникации; закреплять умения составлять
предложения, рассказы по теме. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширить представления учащихся о способах
коммуникации; закреплять умения составлять
предложения, рассказы по теме. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.

Лексическая тема: "В зоопарке у
зверей"
Культура общения: "Я и
взрослые"

1

56

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

57-58

Лексическая тема: "Привычки
хорошие и не очень"
Общение: "Узнай меня"

2

62

Составление диалогов по
предложенной речевой ситуации

1

63-64

Культура общения с
малознакомыми людьми

2

65

Лексическая тема: "Мы - друзья
или враги природы?"

1

53
54-55

59-61

2

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
внимательно относиться к окружающим людям;
уточнять и обогащать словарный запас словами и
выражениями, характеризующими человека, его
внешность и внутренние качества. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
строить диалог согласно заданной речевой ситуации.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.
Учить вежливо относиться к незнакомым людям.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
внимательно относиться к окружающим людям;
уточнять и обогащать словарный запас словами и
выражениями, характеризующими человека, его

внешность и внутренние качества. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
66-67

Составление предложений по
теме "Лето"

2

68

Лексическая тема: "Летние
каникулы"

1

Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать
правила. Уметь строить диалог согласно заданной
речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в
речевой ситуации.
Знать правила безопасного поведения в различных
ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и
соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно
заданной речевой ситуации. Уметь правильно
оценивать себя в речевой ситуации.

Лексическая тема

№ по порядку.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ
4 КЛАССА

Тема урока

Аудирование

Речевая ситуация

Культура
общения

I четверть -8 часов

Использование
инновационных
педагогических
технологий.

Контрольно-диагностические
материалы

2

1. Игры с друзьями

1

1. Я пишу свою
сказку

Повторение
предложений (из 56 слов), разных по
структуре, вслед за
учителем.

Знакомство с
новой ученицей.
Рассказ о лете по
картинке

Употребление
слов
здравствуйте,
доброе утро, до
свидания.
Правила
поведения при
знакомстве.

Элементы разно

Игровые
технологии.
Элементы
проблемного
обучения.

Игра «Рассказ по кругу»

уровневого и
дифференцирован
ного
обучения. Элемен
ты
компьютерной
технологии.

3
4

2. «Прошлым летом» Чтение
стихотворения

Обмен
впечатлениями о
самых интересных
И. Гамазковой
событиях,
«Прошлым летом» произошедших во
время летних
каникул

Познакомить с
правилами
участия в
диалоге.

5
6

3. Расскажи мне о
своих летних
каникулах

Выполнение
Рассказ детей по
инструкций по
своим рисунка о
заданию учителя
прошедшем лете.
(организационные
инструкции).

Повторить
Элементы разно Игра «Вопрос за вопрос»
правила участия
уровневого и
в полилоге
дифференцирован
ного
обучения. Элемен
ты
компьютерной
технологии.

4. Книга – лучший
собеседник

Чтение
четверостишья
«Книга может дать
совет»

Повторить
Элементы
Игра «Расскажи другому»
правила участия технологии
в полилоге
коллективного
способа обучения.
Элементы

Беседа на основе
личного опыта.
Какие книги ты
любишь читать?
Где ты берешь

Составление рассказа о
прошедшем лете

книги?

проблемного
обучения.

5. Я выбираю книгу

Познакомить детей Обзор
Повторить
Игровые
с различными
принесенных книг правила участия технологии.
жанрами книг
в полилоге
Элементы
проблемного
обучения.

Игра «Выбери нужную книгу»

6. Моя любимая книга

Знакомство со
словом

Игра «Посоветуй другу»

КОМПЛИМЕНТ

7. В библиотеке

8. Игра «Молчок»

Коллективное
составление
рассказа о
правилах игры.
Обмен мнениями о
любимой игре

Рассказ детей о
своей любимой
книге

Конструировани Игровые
е ситуациитехнологии.
просьбы
Элементы
проблемного
обучения.

Экскурсия в
школьную
библиотеку

Употребление
слов
здравствуйте,
доброе утро, до
свидания.

Элементы
Участие в диалоге с
технологии
библиотекарем, умение ставить
коллективного
уточняющие вопросы
способа обучения.
Элементы
проблемного
обучения.

Обсуждение
содержания серии
картин.
Составление
описания правил
игры.

Умение
конструктивно
участвовать в
споре.
Правильное
поведение в
ситуации спора

Элементы разно
уровневого и
дифференцирован
ного обучения

Проигрывание игры «Молчок»

II четверть – 7 часов
9. Твой старший друг.
Слушание песни
Почему с ним интересно? «Для друзей нет
выходных»

Рассказ по плану о Формировать
своем друге
доброжелательн
ое отношение
друг к другу,
умение
правильно
дружить

Элементы
компьютерной
технологии.

Элементы
технологии
Игра «Что такое хорошо?»
коллективного
способа обучения.

10. Твой старший друг.
Уточнение
Беседа на основе
Почему с ним интересно? значения слов,
личного опыта
называющих
детей о чувствах
эмоциональное
состояние человека

Актуализироват Элементы
ь умение
компьютерной
участвовать в
технологии.
диалогах

11. Вместе в беде и в
радости

Умение
правильно
выражать свои
эмоции и
чувства

Слушание рассказа
В. Осеевой
«Волшебное
слово»

Рассказ о
ситуации, в
которой
приходилось
испытывать
подобные чувства
Рассказ по
сюжетным
картинкам, Как
поступить в
подобной
ситуации?

Проигрывание диалогов между
детьми с использованием
соответствующей мимики, силы
голоса, жестов.

Элементы разно
уровневого и
дифференцирован
ного
обучения. Элемен
ты проблемного
обучения.

Игра «Свои чувства не скажу, а
без слов вам покажу»

2. Играем в
сказку.

1.Знакомство со сказкой
«Петушок-

Прослушивание
аудиозаписи со
сказкой
«ПетушокЗолотой
гребешок»

Пересказ сказки с
опорой на серию
картинок

Умение
понимать речь,
записанную на
аудионоситель

Элементы
компьютерной
технологии.

Коллективное рассказывание
сказки с опорой на картинки

2. Инсценировка сказки
«Петушок Золотой
гребешок»

Коллективное
рассказывание
сказки.

Инсценирование
сказки с
использованием
элементов
костюмов

Развивать
интонационные
и жестовомимические
умения
школьников в
процессе
инсценировки
сказки

Элементы разно

Беседа «Самая интересная сказка
про Петушка» с привлечением
личного опыта учащихся

3.Знакомство со сказкой
«Двенадцать месяцев»

Загадка о сказке

Пересказ сказки с
опорой на серию
картинок

Продолжать
формировать
представления
детей о
правилах
поведения при
знакомстве.

Элементы
компьютерной
технологии.

Коллективное рассказывание
сказки с опорой на картинки
(рассказ по кругу)

4. Инсценировка сказки
«Двенадцать месяцев»

Составление
предложений по
сюжету сказки

Инсценирование
сказки с
использованием
элементов
костюмов

Развивать
интонационные
и жестовомимические
умения
школьников в
процессе
инсценировки
сказки

Элементы разно

Рассказывание по собственным
иллюстрациям к сказке.

Золотой гребешок»

уровневого и
дифференцирован
ного
обучения. Элемен
ты проблемного
обучения.

уровневого и
дифференцирован
ного обучения

5. Знакомство со сказкой Просмотр
«Бременские музыканты» мультфильма «
(Сцены из сказок)
Бременские
музыканты »

Познакомить
учащихся со
сказкой «
Бременские
музыканты»

Воспитывать у
детей доброту,
отзывчивость,
любовь друг к
другу.

Элементы
компьютерной
технологии.

Воспроизведение содержания
стихотворения по сюжетным
картинкам.

6. Инсценировка

Коллективное
рассказывание
сказки.

Инсценирование
сказки и
использование
элементов
костюмов

Развивать
интонационные
и жестовомимические
умения
школьников в
процессе
инсценировки
сказки

Элементы разно

Инсценировка сказки

Чтение
стихотворения

Коллективное
обсуждение самых
интересных
сюжетных линий в
прочитанных
сказках

Развивать
творческую
активность
школьников

Элементы
Обсуждение замыслов каждого
технологии
школьника
коллективного
способа обучения.
Элементы
проблемного
обучения.

сказки « Бременские
музыканты»

1. Мы сказочники
3. Мы-писатели

«Вот бы стать
писателем»

уровневого и
дифференцирован
ного обучения

2. Составляем сказку

Загадки о сказках

Коллективное
Развивать
Игровые
составление сказки умение работать технологии.
в коллективе
Элементы
проблемного
обучения.

Запись коллективно составленной
сказки

3. Я пишу свою сказку

Составление
предложений по

Рассказ по
сюжетным

Написание собственной сказки по
плану и опорным словам

Продолжать
учить

Элементы разно
уровневого и

4. Я дома

сюжету сказки.

картинкам

составлять
связные
высказывания
по
собственному
замыслу

дифференцирован
ного обучения

4.Мое любимое
стихотворение

Чтение
стихотворения.

Обсуждение
заученных ранее
стихотворений

Развивать
Элементы
умение работать компьютерной
в коллективе
технологии.

5.Мы поэты. Сочиняем
свое стихотворение

Составление
стихотворных
строчек.

Развивать умение Развивать
подбирать рифму к творческую
словам
активность
школьников

Элементы разно

1. Мой помощник
телефон

Расширение
знаний детей о
справочных
службах.

Составление
диалогов со
справочными
службами

Правила
разговора по
телефону
справочной
службы

Игровые
технологии.
Элементы
проблемного
обучения.

Проигрывание диалогов со
справочными службами

2. Я у телевизора

Загадка о
телевизоре.

Обсуждение
личного
отношения
школьников к
просмотру
телепереддач

Продолжать
учить
составлять
связные
высказывания
по
собственному
замыслу

Игровые
технологии.
Элементы
проблемного
обучения.

Рассказ о любимой телепередаче

уровневого и
дифференцирован
ного обучения

Рассказать любимое
стихотворение

Запись коллективно
составленного стихотворения

44
49

50
51

3.Полезные и
вредные
телепередачи

Обогащение
словарного запаса
школьников
понятиями: диктор,
ведущий, актер

Обсуждение
просмотренных
детьми
телепередач

Правила
пользования
телевизором

Элементы разно

4.Составь свою
телевизионную
программу

Коллективное
составление плана
телепередач по
картинкам и с
опорой на личный
опыт

Продолжать учить
составлять связные
высказывания по
собственному
замыслу

Развивать
творческую
активность
школьников

Элементы
Составление программ
технологии
телепередач
коллективного
способа обучения.

Чтение
стихотворения

Продолжать учить
участвовать в
беседе,
обсуждении,
высказывать свое
мнение

Формировать
умение
соблюдать
правила,
обеспечивающи
е безопасность и
порядок в
обществе

Элементы разно

Игровые
технологии.
Элементы
проблемного
обучения.

52

1.Знаки-

53

помощники
порогом дома

«У мня живет
дружок»

уровневого и
дифференцирован
ного обучения

Элементы
проблемного
обучения.
Экскурсия в город

уровневого и
дифференцирован
ного
обучения Элемен
ты проблемного
обучения.

2. Правила дорожного
движения достойны
уважения

Слушание песенки Расширить
«Светофор»
словарный запас
школьников,
словами,
обозначающими
дорожные знаки

Формировать
умение
соблюдать
правила
дорожного
движения

3. Веселый праздник

Чтение
четверостишья

Правила
Элементы
вежливости при компьютерной
приглашении
технологии.

Расширять
представления
учащихся о

Учить планировать свой
телевизионный досуг

Моделирование ситуации «Я на
дороге» и «Я велосипедист»

Моделирование диалогов,
содержащих принятие

«Получил я
приглашенье»

правилах
гостей
поведения в гостях

Слушание
стихотворения А.
Усачева
«Приглашение
улитке»

Коллективное

Чтение
стихотворения «Я
Наташу с днем
рождения
поздравлял»

Коллективное

6.Поздравление
ветеранам

Слушание
стихотворения
«Ушел из жизни
ветеран»

Составление
Учиться адресно
поздравления
подбирать
ветеранам с опорой пожелания
на план и опорные
слова

1. Мы друзья или враги
природы?

Составление
предложений по
картинкам

составлять рассказ Повторить
Элементы
из личного опыта правила участия компьютерной
в полилоге.
технологии.
Элементы
проблемного
обучения.

4.Приглашение

6. Я в мире
природы

5.Поздравляю!

составление
приглашения

составление
поздравления

Элементы
проблемного
обучения.

приглашения или вежливый отказ

Правила
Элементы разно Оформление письменного
вежливости при
приглашения
уровневого и
приглашении
дифференцирован
гостей
ного обучения
Совершенствова
ть
интонационные
и жестовомимические
умения

Элементы
Тренировочные упражнения в
технологии
произнесении поздравления
коллективного
способа обучения.

Элементы
Самостоятельная подготовка
технологии
поздравительных открыток
коллективного
ветеранам
способа обучения.

Составление правил поведения в
природе

2.В гостях у леса

Экскурсия в лес

Продолжать
учить
составлять
связные
высказывания
по
собственному
замыслу

Элементы разно
уровневого и
дифференцирован
ного обучения

Составление рассказа «В гостях у
леса»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе
примерной рабочей программы «Речевая практика» для первого класса по достижению планируемых результатов
освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:



Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).



Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.



Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник



Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь

1. Технические средства:


компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

1. Учебно-практическое оборудование:


раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);



наборы предметных и сюжетных картинок;



книги (сказки).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».