Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 9» (в редакции от 31.08.2021г.) Рабочая программа учебного предмета «Спортивные игры» среднее общее образование на основе ФГОС СОО 10-11 класс (базовый уровень) Планируемые результаты изучения учебного предмета «Спортивные игры» . Знания о физической культуре Выпускник научится: характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту; определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник научится: использовать занятия спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выпускник получит возможность научиться: вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование Выпускник научится: выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять основные технические действия и приемы в национальных народных играх условиях учебной и игровой деятельности выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Содержание курса Баскетбол: - упражнения без мяча: основная стойка; передвижение в основной стойке приставными шагами правым (левым) боком, переход с передвижения правым на передвижения левым боком, с изменением скорости и направления движения; прыжок вверх толчком одной и приземление на другую ногу; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге; - упражнения с мячом: ведение мяча на месте и в движении; ловля мяча двумя руками от груди; ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении; ловля высоко летящего мяча; передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после ведения, двумя руками снизу; бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке; выполнение штрафного броска – двумя руками от груди, одной – от плеча; - тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрым прорывом); индивидуальные – выбивание и перехват мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита; - спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам; Волейбол: - упражнения без мяча: стойка волейболиста, имитация нападающего удара по мячу; - упражнения с мячом: подача нижняя прямая через сетку с лицевой стороны; подача верхняя прямая в разные зоны площадки соперника; передача в парах на месте и после перемещения, из зоны в зону; прием мяча снизу одной и двумя руками от груди; прямой нападающий удар; - тактические действия: групповые – взаимодействие игроков передней линии в нападении; взаимодействие игроков задней линии при приеме мяча от нижней подачи; взаимодействие игроков в защите при приеме мяча; индивидуальные – выбор и способы отбивания мяча через сетку; передача сверху двумя руками, кулаком снизу и кулаком у верхнего края сетки; «одиночное блокирование»; - спортивные игры: пионербол, волейбол по упрощенным правилам, волейбол по правилам; Футбол: - овладение основными приемами игры в футбол; Национальные народные игры: - овладение основными приемами игры “Лапта”; - Упражнения для развития игры; - История возникновения игры в “Лапта”. Тематическое планирование Количество часов (уроков) №/п Вид программного материала Класс Х XI Спортивные игры: 1 Национальные народные игры 3 3 2 Баскетбол 14 14 3 Волейбол 14 14 4 Футбол 3 3 Итого: 34 34 С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока. Тематическое планирование 10 класс. № пп урока Тема урока 1 2 3 4 5 6 Национальная игра “Лапта” Спортивная игра на основе футбола. Спортивная игра на основе футбола. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра баскетбол. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе футбола. Национальная игра “Лапта” Национальная игра “Лапта” 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 11 класс. № пп урока Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Национальная игра “Лапта” Спортивная игра на основе футбола. Спортивная игра на основе футбола. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра баскетбол. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Спортивная игра баскетбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивня игра волейбол. Спортивная игра на основе баскетбола. Стритбол “3х3”. Спортивная игра на основе футбола. Национальная игра “Лапта” Национальная игра “Лапта” 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1