Рабочая программа учебного предмета "Практикум по химии" 9 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50,
e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего
образования
МБОУ «СОШ № 9»
(в редакции от 31.08.2021г.)

Рабочая программа
факультативного курса
Практикум по химии
(9 класс)

1

1.Планируемые результаты освоения факультативного курса
Предметные результаты
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и
практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих
явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать
жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное
поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и
процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их
свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного
оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических
проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с
использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
8) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными
методами научного познания, используемыми в химии.
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое
вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему
химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной
теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического
опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
2

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов,
кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и
периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ:
углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин,
уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с
кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава
и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
3

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные
связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с
учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических
веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на
изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость
соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.
2.Содержание факультативного курса
I. Количественные отношения в химии – 8ч
Химические формулы. Закон постоянства состава. Расчеты по химической формуле. Моль.
Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «чистые вешесгва» и «смеси».
Способы разделения смесей. Понятие массовой доли компонента смеси. Определение количественного
состава смеси.
Массовая доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Растворы. Способы выражения
состава растворов (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации, мольная доля
рассоренного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание,
выпаривание, выделение кристаллогидратов).
II. Расчёты по химическим уравнениям – 12ч
Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения
простейших задач (с использованием понятий «количество вещества», «сравнениям, «соотношения
величин», «пропорции»). Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке.
Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода
продукта. Расчеты по уравнениям реакций, когда исходное вещество содержит примеси пли находится
в растворе. Объемные соотношения газов в химических реакциях.
Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от
обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.
Расчет количественного и качественного состава смесей вешеств на основе особенностей их
химических свойств. Параллельные и последовательные реакции. Решение задач на основе системы
уравнений.
III.Окислительно - восстановительные реакции – 6ч

4

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных
потенциалов. Расчеты но уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла
другим (задачи на «пластинку»).
Электролиз расплавов и растворов кислот, щелочей и солей. Катодные и анодные процессы, суммарное
уравнение электролиза. Вычисление массы и объема веществ, образующихся в ходе электролиза.
IV.Расчеты в химической кинетике – 4ч
Скорость химических реакций и ее зависимость от концентрации и температуры. Закон действия
масс, константа скорости реакции. Правило Вант - Гоффа, температурный коэффициент.
Химическое равновесие, константа равновесия. Принцип Ле-Шателье. Решение задач по смещению
химического равновесия.
V.Задачи с экологическим содержанием – 4ч
Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношение к условиям жизни
человека и сохранению окружающей среды.
3. Тематическое планирование к факультативному курсу

№

1-2

3-4

5-6

Тема урока

I. Количественные отношения в химии
8 часа
Вычисление массовой доли (%) элементов
по формулам веществ

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

Формы
контроля

2

лекция

решение
задач

Способы разделения смесей. Понятие
массовой доли компонента смеси.
Определение количественного состава
смеси.

2

практическое

решение
задач

Вывод простейшей формулы вещества,
если известен состав и масса продуктов
окисления

2

занятие
практическое
занятие

Сроки

решение
задач

Массовая доли элемента в веществе.
Нахождение химической формулы.
7-8

Растворы. Способы выражения состава
растворов

2

практическое
занятие

решение
задач

II. Расчёты по химическим
уравнениям – 12ч
9-10

Типы химических реакций по количеству
вступающих и образующихся веществ.
Реакции, в которых один из реагентов
взят в избытке

2

практическое
занятие

решение
задач

5

1112

Вычисления по уравнениям реакций с
использованием понятий массовая и
объемная доля выхода продукта.

2

1314

Расчеты по уравнениям реакций, когда
исходное вещество содержит примеси
или находится в растворе.

2

1516

Решение расчётных задач по
термохимическим уравнениям.

2

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

1718

Расчет количественного и качественного
состава смесей веществ на основе
особенностей их химических свойств.

2

1920

Решение задач на основе системы
уравнений.

2

практическое
занятие
практическое
занятие

решение
задач
решение
задач
решение
задач
решение
задач
решение
задач

III.Окислительно - восстановительные
реакции – 6ч
2122

Основные типы окислительновосстановительных реакций.

2

2324

Электролиз расплавов и растворов
кислот, щелочей и солей. Катодные и
анодные процессы, суммарное уравнение
электролиза.

2

2526

Вычисление массы и объема веществ,
образующихся в ходе электролиза.

2

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

решение
задач
решение
задач

решение
задач

IV.Расчеты в химической кинетике – 4ч
2728

Скорость химических реакций и ее
зависимость от концентрации и
температуры. Закон действия масс,
константа скорости реакции. Правило
Вант - Гоффа, температурный
коэффициент.

2

лекция

решение
задач

2930

Химическое равновесие, константа
равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Решение задач по смещению
химического равновесия.

2

практическое

решение
задач

занятие

V.Задачи с экологическим содержанием
– 4ч
31-

Решение задач, в условия которых
включены сведения, имеющие

2

практическое

решение
6

32
3334

отношение к условиям жизни человека и
сохранению окружающей среды.
Зачет

2

занятие

задач

контрольная
работа

выполнени
е задач

С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок»)
Воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».