Рабочая программа учебного предмета "решение текстовых задач по математике" 6 класс

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50,
e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СОШ № 9»,
(в редакции от 31.08.2021 г)

Рабочая программа
факультативного курса по математике
«Решение текстовых задач»
основное общее образование
6 класс

Курс «Решение текстовых задач» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на
учащихся 6 класса МБОУ СОШ №9, интересующихся математикой. Его содержание
составлено с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также
совмещено с другими формами внеклассной работы по математике. Согласно учебному
плану ООО МБОУ «СОШ №9» на 2021 – 22 учебный год на изучение курса в 6 классе
отводится по 0,5 часа в неделю, итого 6 класс – 17 часов.
Планируемые результаты изучения факультативного курса.
В результате освоения программы факультативного курса «Решение текстовых
задач» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие
требованиям ФГОС СОО:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
•
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
•
понимание причин успеха в учебной деятельности;
•
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с
помощью одноклассников, учителя;
•
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
•
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
принимать и сохранять учебную задачу;
•
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
•
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под
руководством учителя;
•
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
•
различать способы и результат действия;
•
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной
ситуации;
•
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства,
узнавать объекты по заданным признакам;
•
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения
задачи;
2

•

объектов;

находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения

классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать
названия полученных групп;
•
устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе
наблюдения и сравнения;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей;
•
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
•
формулировать проблему;
•
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
•
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
•
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов
решения задачи;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
•
различать обоснованные и необоснованные суждения;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и
поискового характера.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
принимать участие в совместной работе коллектива;
•
вести диалог, работая в парах, группах;
•
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
•
координировать свои действия с действиями партнеров;
•
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
•
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
•
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
•
совершенствовать математическую речь;
•
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
критически относиться к своему и чужому мнению;
•
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
•
принимать самостоятельно решения;
•
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её
решения, используя при этом разные способы;
•
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных
задач;
•
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью
углубления материала основного курса
•

3

уметь «рисовать» словесную картину задачи;
понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
•
ставить к условию задачи вопросы;
•
устанавливать взаимосвязь между величинами, данными в тексте задачи;
•
составлять план решения задачи, оформлять решение задачи;
•
сравнивать решения задач;
•
выбирать более удобный способ, метод для решения данной задачи;
•
уметь составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному
решению, по аналогии, составлять обратные задачи;
•
уметь решать задачи по возможности разными способами и методами;
•
обосновывать правильность решения задачи.
•
•

Содержание .
Текстовые задачи и техника их решения.
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи.
Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами
(по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения. Значение
правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Рисунки, схемы,
таблицы, чертежи к текстовой задаче и их значение для построения математической
модели.
Задачи на дроби и проценты
Задачи на дроби и проценты. Увеличиваем число на процент. Уменьшаем число на
процент. Решение задач процентное отношение двух чисел. Процентные вычисления в
жизненных ситуациях. Задачи на сложные проценты.
Задачи на движение
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное
движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел
по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости
расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах
движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков
движения и применение их для решения текстовых задач. Особенности выбора переменных
и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение
и её значение для составления математической модели.
Задачи на совместную работу
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и
времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на
работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления
математической модели
Задачи на сплавы, смеси, растворы
Задачи на сплавы и смеси Задачи на понижение концентрации Задачи на повышение
концентрации. Задачи на «высушивание». Задачи на смешивание растворов разных
концентраций

4

Тематическое планирование.
№

Тема

Количество
часов

1.

Текстовые задачи и техника их решения.

2ч

2.

Задачи на дроби и проценты.

4,5 ч

3.

Задачи на движение.

3,5 ч

4.

Задачи на зависимость между компонентами.

3,5 ч

5.

Задачи на сплавы, смеси и растворы.

3,5 ч

Всего
С учетом рабочей программы воспитания
«Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:

МБОУ

17 ч
«СОШ№9»

(модуль

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

•
•
•
•
•
•

побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой социально значимой информацией;
инициирование обсуждения полученной информации, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
применение интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
дискуссий, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы;
демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».