Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Рабочая программа коррекционного курса Коррекционно-дефектологические занятия начальное общее образование (1-4 классы) 1 Пояснительная записка Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития. Коррекционно-дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития. Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка. Задачи программы: 1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания: •климата психологического комфорта и эмоционального благополучия; •развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; •ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности. 2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого: •опора на личный опыт ученика; •обеспечение близкой и понятной цели деятельности; •индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях; •использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); •организация взаимодействия со сверстниками. 3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности: •стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; •использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей. 2 Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; • Развитие навыков каллиграфии; • Развитие артикуляционной моторики; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: • Развитие зрительного восприятия и узнавания; • Развитие зрительной памяти и внимания; • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); • Развитие пространственных представлений и ориентации; • Развитие представлений о времени; • Развитие слухового внимания и памяти; • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: • Навыков соотнесенного анализа; • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: • Развитие наглядно-образного мышления; • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Содержание учебных тем. 1-4 классы Развитие аналитико-синтетической сферы Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; 3 различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением. Развитие внимания Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”. Развитие пространственного восприятия и воображения Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение. Развитие памяти Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие личностно-мотивационной сферы Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”. Контроль уровня обученности: 1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия: • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности; • задания на развитие внимания; • задания на развитие пространственного восприятия и воображения; • задания на развитие памяти; • задания на развитие личностно-мотивационной сферы. 2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам 1 - 4 классы К концу учебного года учащиеся должны уметь: - анализировать простые закономерности; - выделять в явлении разные особенности; - вычленять в предмете разные качества; 4 кам - сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным призна- Методическое обеспечение: 1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2016 г. 2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 2008 г. 3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2016 г. 4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 2018 г. 5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2015 г. 6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”. 7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2016 5 1-4 классы Дата Тема занятия Содержание работы Терминология Диагностическое обследование 1 2 Игра «Разомнем кулачки». ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине «Этот пальчик…» ЛПЗ. Осень. Обведение листьев по трафарету. Содержание коррекционновоспитательного процесса Научиться различать предметы и находить одинаковые Величина, масса, размер Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мелкой моторики. Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года Знакомство с частями суток, с их последовательностью Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра Развитие речи, развитие мышления 3 «Найди лишнее» ЛПЗ. Временные представления 4 Классная комната ЛПЗ. Слово. Знакомство с классом Развитие навыков каллиграфии. Доска, парта, одноклассник, учитель Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики. 5 «Порядок картинок». ЛПЗ. Числовой ряд от 16 до 19. «Лица людей». ЛПЗ. Правописание парных согласных. «Угадай, какой формы?» ЛПЗ. Число 20 «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш «Что больше(меньше)?» ЛПЗ. Нахождение суммы и Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов. Написание. Числовой ряд Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Родственные слова Эмоциональное воспитание Единицы, десятки. Различать и выделять на письме ж-ш Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль Плюс, минус Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций 6 7 8 9 Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предмета- 6 10 остатка. «Опиши предмет» ЛПЗ. Составление рассказа «Зимние забавы». «Куда улетел шар?» ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. «Определение расположения предмета». ЛПЗ. Различение парных согласных З-С ми, написание Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой Состав числа, порядок числа,, решение примеров. Снеговик, санки, лыжи, коньки Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса Увеличить, уменьшить. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Коза,коса, кожа, кошка. Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв. «Спрячь зайца» ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». Сказка «Колобок». ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные Составные части задачи. Условие, вопрос, решение. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Уметь составлять и записывать слова с гласными Твердые и мягкие согласные Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил. 15 «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов. Формировать умение складывать звуки в слоги Ау, уа, мама, ум, му-му, ам. 16 Обобщающее занятие. ЛПЗ. Написание слогов. Знакомство с видами одежды, уход 17 «Что перепутал художник?» ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов Женская, мужская, детская, домашняя, выходная Один, много Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие нагляднообразного мышления Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка 18 «Волшебный мешочек» Состав числа, порядок чис- 11 12 13 14 Шестнадцать, шестна7 Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий. Формирование математических представле- ЛПЗ. Решение примеров. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 «Порядок картинок». ЛПЗ. Числовой ряд от 16 до 19. «Лица людей». ЛПЗ. Правописание парных согласных. «Угадай, какой формы?» ЛПЗ. Число 20 «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш «Что больше(меньше)?» ЛПЗ. Нахождение суммы и остатка. «Опиши предмет» ЛПЗ. Составление рассказа «Зимние забавы». «Куда улетел шар?» ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. «Определение расположения предмета». ЛПЗ. Различение парных согласных З-С «Спрячь зайца» ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». Сказка «Колобок». ЛПЗ. Твердые и мягкие со- ла,, соотнесение с предметами, написание Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов. Написание. дцатый ний, развитие мыслительных операций Числовой ряд Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Родственные слова Эмоциональное воспитание Единицы, десятки. Различать и выделять на письме ж-ш Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль Плюс, минус Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой Состав числа, порядок числа,, решение примеров. Снеговик, санки, лыжи, коньки Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса Увеличить, уменьшить. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Коза,коса, кожа, кошка. Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв. Составные части задачи. Условие, вопрос, решение. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Уметь составлять и записывать слова с гласными Твердые и мягкие согласные Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие коор- 8 гласные динации движения. Закрепление правил. 29 «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов. Формировать умение складывать звуки в слоги 30 Обобщающее занятие. ЛПЗ. Написание слогов. Знакомство с видами одежды, уход Ау, уа, мама, ум, му-му, ам. Женская, мужская, детская, домашняя, выходная Диагностическое обследование 9 Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие нагляднообразного мышления Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка