Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Психокоррекционные занятия» начальное общее образование (1-4 класс. Вариант 7.1) Пояснительная записка Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных развития, типичных которые образовательных недостатков в психического совокупности потребностей детей, (психологического) определяют наличие особых относимых к группе. этой Представленная программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ получивших рекомендацию обучения по варианту 7.1. Основные самостоятельной компоненты реализации программы учебной создают деятельности, условия для обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации. В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса: − формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности; − совершенствование компенсации, познавательной коррекции и деятельности профилактики как вторичных основы нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; − стимулирование окружающему познавательной предметному и активности, социальному интереса миру и к себе, осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации; − освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности; − компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания; − освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; − содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования. Особенностей обучающихся в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Адаптация рабочей программы предполагает введение программы коррекционной работы, образовательных ориентированной потребностей на обучающихся удовлетворение с ЗПР. особых Обязательными условиями реализации РПНОО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогом-психологом и логопедом, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. образовательных Определение варианта РПНОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса. Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для обучающихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации. Важнейшее значение для выбора предлагаемого примерного содержания курса имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них) включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой формы работы. В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Брофман, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития средних школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР. Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР. Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов: – диагностика целенаправленное и развитие формирование познавательной высших психических сферы и функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений); – диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности); –диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); – формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях); – формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю). Перечисленные конкретизации в направления соответствии образовательными работы с ежегодно наиболее потребностями, нуждаются актуальными в особыми индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 1. обеспечение соответствии программы требованиям ФГОС НОО; 2. обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; 3. установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного индивидуализированного каждого потенциала психолого- обучающегося, школы, обеспечению педагогического сопровождения формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; 4. обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; 5. взаимодействие образовательного учреждения при реализации адаптированной основной образовательной программы с социальными партнерами; 6. участие представителей), обучающихся, педагогических их работников родителей и (законных общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; 7. социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов. 8. сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности, формирование здорового образа жизни. Описание места коррекционного курса в учебном плане Индивидуально-подгрупповые занятия с обучающимся, имеющими задержку психического развития, по курсу «Психокоррекционные занятия» проводятся в 1 классе - 1 раз в неделю (по 33 часа в год); в 2-4 классе - 1 раз в неделю (по 34 часа в год). Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные заболевания, неблагоприятные факторы, условия хронические воспитания, соматические психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры обучения по РПНОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом: Вариант 7.1 адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; • выделение обеспечивающего пропедевтического преемственность между периода в образовании, дошкольным и школьным этапами; • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих РПНОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: • адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи педагогапсихологп, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы Личностные результаты (Вариант 7.1): 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты (Вариант 7.1): 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения РПНОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Результаты освоения коррекционно-развивающей области. - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; • в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: • в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; • в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; • в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; • в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; • в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; • в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; • в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: • в расширении знаний правил коммуникации; • в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; • в умении получать и уточнять информацию от собеседника; • в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка; • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; • в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. Результаты освоения коррекционно-развивающей области. - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; • в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: • в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; • в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; • в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; • в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; • в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; • в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; • в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: • в расширении знаний правил коммуникации; • в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; • в умении получать и уточнять информацию от собеседника; • в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка; • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; • в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; - в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие; - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. - способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; - способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; - стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; - умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; - сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; Мониторинг психического развития обучающихся: Мониторинг психического развития обучающихся проводится 3 раза в год: • Сентябрь, май – психологическое обследование, исходя из диагностического минимума; • Январь – анализ деятельности обучающихся по результатам работы на занятиях. Таблица диагностического минимума № 1. 2. 3. 4. 5. Методика Анализируемые показатели Заучивание 10 слов по • Объем слухоречевого запоминания; А.Р. Лурия • Объем отсроченного воспроизведения; • Особенности мнестической деятельности. Методика Рыбаковой • Объем зрительной памяти. Корректурная проба • Темповые характеристик и деятельности; • Параметры внимания (устойчивость, распределение, переключение); • Наличие факторов пресыщения или утомления. Социометрическая • Выявление социального статуса. методика Методика «Лесенка» • Адекватность самооценки. Форма проведения занятий К проведению занятий предъявляются следующие требования: светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре (кабинет психолога), музыкальное сопровождение, парты для выполнения письменных заданий, проведения настольных игр. Занятия строятся с учётом специфических особенностей развития детей с задержкой психического развития, а именно: проводятся в одно и то же время, во второй половине дня. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого используется чередование различных видов деятельности. Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части. Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения: • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие; • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия); • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки); • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям; • Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук); • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации; • Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения); Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция высших психических функции, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания (если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов. Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от работы на занятии подведение итогов прошедшего занятия. № 1. Содержание программы (1 класс) 33 час Тема Занятия Правила ТБ на занятиях, Вводное занятие выработка и принятие правил Кол-во часов 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Диагностический блок Общее развитие Эмоциональноволевая сфера Развитие мышления Произвольная регуляция поведения Диагностический блок. групповой работы, принятие ритуалов приветствия и прощания Итого: Определение уровня интеллектуального и личностного развития в начале и конце учебного года (на «входе») Итого: Развитие общей и мелкой моторики Развитие произвольного внимания и поведения Развитие мнемических способностей Развитие умственных способностей Итого: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы Развитие предметнопрактической деятельности. Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Итого: Развитие внимания и мышления Развития памяти и мышления Коррекция и развития пространственных ориентаций. Итого: Моделирование проблемных ситуаций Обучения нормам социальноправильного поведения Итого: Определение уровня интеллектуального и личностного развития в начале и конце учебного года (на «выходе») Итого: Всего: 1 1 1 2 2 2 2 8 3 2 2 2 9 3 2 2 7 3 3 6 1 1 33 Содержание программы (2-4 класс) 34 часа Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР. № Тема 1. Вводное занятие 2. 3. 4. 5. Диагностический блок Высшие психические функции Развитие эмоциональноволевой сферы и компонентов личности Развитие мышления Занятия Правила ТБ на занятиях, выработка и принятие правил групповой работы, принятие ритуалов приветствия и прощания Итого: Определение уровня интеллектуального и личностного развития в начале и конце учебного года (на «входе») Итого: Развитие качеств внимания: сосредоточенность, концентрации, переключения. Развитие памяти с использованием различных анализаторов. Развитие произвольной опосредованной памяти. Развитие памяти и мышления Итого: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Итого: Развитие внимания и мышления Развития памяти и мышления Развитие умственных способностей. Итого: Кол-во часов 1 1 1 1 2 2 2 2 8 5 3 2 10 3 2 2 7 6. 7. Произвольная регуляция поведения Диагностический блок. Моделирование проблемных ситуаций Обучения нормам социальноправильного поведения Итого: Определение уровня интеллектуального и личностного развития в начале и конце учебного года (на «выходе») Итого: Всего: 3 3 6 1 1 34 Учебно-методическое обеспечение В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми используются методические разработки - Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования - ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021.