Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в редакции от 31.08.2021г.) Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» начальное общее образование на основе ФГОС НОО 1-4 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования Личностные универсальные учебные действия • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к • внутренней позиции обучающегося на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, ориентации на положительного отношения к организации, содержательные моменты действительности и принятия образца «хорошего осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося»; понимания необходимости учения, выраженного в • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая преобладании учебно-познавательных мотивов и социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; предпочтении социального способа оценки знаний; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения • выраженной устойчивой учебно-познавательной новой задачи; мотивации учения; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на • устойчивого учебно-познавательного интереса к самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям новым общим способам решения задач; конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, • адекватного понимания причин успешности / родителей и других людей; неуспешности учебной деятельности; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной • положительной адекватной дифференцированной деятельности; самооценки на основе критерия успешности • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как реализации социальной роли «хорошего гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ обучающегося»; и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, • компетентности в реализации основ гражданской осознание своей этнической принадлежности; идентичности в поступках и деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и • морального сознания на конвенциональном уровне, поступков окружающих людей; способности к решению моральных дилемм на основе • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального мотивы и чувства, устойчивое следование в сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному поведении моральным нормам и этическим уровню; требованиям; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов • установки на здоровый образ жизни и морального поведения; реализации её в реальном поведении и поступках; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • осознанных устойчивых эстетических • установка на здоровый образ жизни; предпочтений и ориентации на искусство как • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, значимую сферу человеческой жизни; готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, • эмпатии как осознанного понимания чувств нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; других людей и сопереживания им, выражающихся • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и в поступках, направленных на помощь и отечественной художественной культурой. обеспечение благополучия. Метапредметные универсальные учебные действия: Регулятивные универсальные учебные действия • принимать и сохранять учебную задачу; • в сотрудничестве с учителем ставить новые • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном учебные задачи; материале в сотрудничестве с учителем; • преобразовывать практическую задачу в • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями познавательную; её реализации, в том числе во внутреннем плане; • проявлять познавательную инициативу в • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа учебном сотрудничестве; решения; • самостоятельно учитывать выделенные • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в учителем ориентиры действия в новом учебном интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); материале; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной • осуществлять констатирующий и ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и предвосхищающий контроль по результату и по задачной области; способу действия, актуальный контроль на уровне • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать родителей и других людей; правильность выполнения действия и вносить • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе необходимые коррективы в исполнение как по ходу его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и его реализации, так и в конце действия. оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные учебные действия • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с • осуществлять расширенный поиск информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, использованием ресурсов библиотек и сети цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом Интернет; пространстве Интернета; • записывать, фиксировать информацию об • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая решения задач; виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной • строить сообщения в устной и письменной форме; и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять способов решения задач в зависимости от существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); конкретных условий; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и • осуществлять синтез как составление целого из несущественных признаков; частей, самостоятельно достраивая и восполняя • осуществлять синтез как составление целого из частей; недостающие компоненты; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • осуществлять сравнение, сериацию и • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; классификацию, самостоятельно выбирая основания и • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, критерии для указанных логических операций; свойствах и связях; • строить логическое рассуждение, включающее • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда установление причинно-следственных связей; или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения решения задач. существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для учитывать и координировать в сотрудничестве решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в позиции других людей, отличные от собственной; том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической • учитывать разные мнения и интересы и формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и обосновывать собственную позицию; дистанционного общения; • понимать относительность мнений и подходов к • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе решению проблемы; не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении • аргументировать свою позицию и координировать её и взаимодействии; с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общего решения в совместной деятельности; сотрудничестве; • продуктивно содействовать разрешению • формулировать собственное мнение и позицию; конфликтов на основе учёта интересов и позиций • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том всех участников; числе в ситуации столкновения интересов; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и последовательно и полно передавать партнёру видит, а что нет; необходимую информацию как ориентир для • задавать вопросы; построения действия; • контролировать действия партнёра; • задавать вопросы, необходимые для организации • использовать речь для регуляции своего действия; собственной деятельности и сотрудничества с • адекватно использовать речевые средства для решения различных партнёром; коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть • осуществлять взаимный контроль и оказывать в диалогической формой речи. сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: 1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: – различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; – эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; быту; – видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; – изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» (1-4 класс) № Тема раздела п/п 1 класс 2 класс Восприятие произведений искусства 4 класс Содержание К- Содержание К- Содержание К- Содержание К- образования во образования во образования во образования во ч 1 3 класс Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. 8 ч Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. Отражение в произведениях общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на 8 ч Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в 8 ч Особенности 7 художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Ежеурочно Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Ежеурочно Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Ежеурочно Рисунок Ежеурочно 2 окружения. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. 3 Живопись Живописные материалы. 7 Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. 7 Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи 7 Живописные 5 материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи 4 Скульптура Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 5 Художественное Разнообразие конструирование материалов для 3 Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 3 Материалы 3 скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 3 2 Разнообразие материалов для 2 Разнообразие материалов для Разнообразие материалов для 3 2 6 и дизайн. художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Декоративно прикладное искусство. Истоки 2 декоративноприкладног о искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; Истоки декоративноприклад ного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, 4 художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Истоки декоративноприкладн ого искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, 4 художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Истоки декоративноприкладн ого искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, 8 былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). орудий труда, костюма). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкла дном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприклад ном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприклад ном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). 7 Композиция Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. 4 Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше,. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). 3 Элементарные приемы 3 композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Элементарные приемы 2 композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Линия Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. 2 Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. 2 Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Ежеурочно 9 Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Многообразие 2 линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, Ежеурочно Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Ежеурочно Цвет Ежеурочно 8 1 10 Форма Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. 2 11 Объем Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. 1 12 Ритм Виды ритма 2 (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции человека, животного. Разнообразие форм 2 предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.. Силуэт. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в 2 1 Разнообразие форм 2 предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем в 2 пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Виды ритма 1 (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача 2 1 2 с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Итого за год 33 ч живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкла дном искусстве композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприклад ном искусстве. движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприклад ном искусстве. 34 34 34 ч ч ч Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 1 класс Тема Ты учишься изображать Ты украшаешь Ты строишь Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Итого: 2 класс Тема Как и чем работает художник? Реальность и фантазия О чём говорит искусство Как говорит искусство Итого: 3 класс Тема Искусство в твоем доме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей. Итого: 4 класс Тема Истоки родного искусства Количеств о часов 9 8 11 5 33ч. Количест во часов 8 7 11 8 34 ч. Количест во часов 8 7 11 8 34 ч. Количест во часов 8 2 Древние города нашей Земли 7 3 Каждый народ — художник 11 4 Искусство объединяет народы 8 Итого: 34 ч. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» № п/п 1 2 3-4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32 33 № п/п 1 2 1 класс Тема Все дети любят рисовать Изображения всюду вокруг нас Мастер Изображения учит видеть Изображать можно пятном Изображать можно в объеме Изображать можно линией Изображать можно то, что невидимо (настроение) Разноцветные краски Художник и зрители Мир полон украшений Красоту нужно уметь замечать. Цветы Узоры на крыльях Красивые рыбы Украшение птиц Узоры, которые создали люди Мастер Украшения помогает сделать праздник Постройки в нашей жизни Дома бывают разными Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Строим вещи Город, в котором мы живем (экскурсия + проектная работа) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник птиц Разноцветные жуки Сказочная страна Времена года «Здравствуй, лето!» 2 класс Тема Как и чем работает художник? Я – художник. Летние краски. Три основных краски, строящие многоцветие мира. Кол-во часов 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 11 1 1 Цветочная полянка. 3 Гуашь. Добавление белой и чёрной краски. Природная стихия. 4 Выразительные возможности восковых мелков, пастели. Букет осени 5 Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка. 6 Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев. 7 Выразительные возможности графических материалов. Линия – выдумщица. 8 Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес. 9 Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине. 10 Выразительные возможности бумаги. 11 Для художника любой материал может стать выразительным. Коллаж. Реальность и фантазия. 12 Изображение и реальность. Павлин. 13 Изображение и фантазия. Сказочная птица. 14 Украшения и реальность. Паутинка. Узор на стекле. 15 Украшения и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан. 16 Постройка и реальность. Подводный мир. 17-18 Постройка и фантазия. Сказочный город. О чём говорит искусство? 19 Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. 20 Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. 21 Образ человека и его характер ( женский образ). 22 Образ человека и его характер (мужской образ). 23 Образ человека и его характер, выраженный в объеме. 24 Выражение характера человека через украшение. 25 Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор. 26 Мастера Изображения, Украшения и Постройки совместно создают дома для сказочных героев. Как говорит искусство? 27 Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Чудо – коврик. 28 Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. 29 Пятно как средство выражения. Силуэт. 30 Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 31 32 33 34 Линия как средство выражения: ритм линий. Весенняя поляна. Линия как средство выражения: характер линий. Дерево. Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Весна идёт. В музее у весёлого художника. 3 класс № п/п 1 2-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема Искусство в твоем доме Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мои впечатления о лете” Твои игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Посуда у тебя дома . Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. Мамин платок Знакомство с искусством росписи тканей. Цвет и ритм узора. Создание эскиза платка для мамы. Обои и шторы у тебя дома Создание эскиза обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская).Рисование с помощью трафарета. Твои книжки. Разработка детской книжки игрушки с иллюстрациями Поздравительная открытка. Создание художником поздравительных открыток. . Многообразие открыток. Создание эскиза открытки. Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников. Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Изображение парка, сквера. Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и других городах. Создание проекта ажурной ограды или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой. Волшебные фонари. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. 1 1 1 1 Количеств о часов 8 1 2 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 13 14 15 16 17-18 19-20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 Графическое изображение фонаря. Витрины. . Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Создание проекта оформления витрины любого магазина. Удивительный транспорт. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Изготовление проекта фантастической машины , используя восковые мелки. Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. Художник и зрелище Художник в цирке. Цирк – образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка циркового представления . Художник в театре. Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе – создание картонного макета и персонажей сказки . Театр кукол. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Образ куклы и ее конструкция , костюм. Создание куклы. Художник в театре. Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Изготовление макетов декораций. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маскинастроения. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Афиша и плакат. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города. Выполнение рисунка «Праздник в городе». Школьный карнавал. Организация спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов. Художник и музей Музей в жизни города Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Разнообразие музеев. Картина пейзаж. Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Картина - портрет Знаменитые художники портретисты. 1 1 1 11 1 2 2 2 1 1 1 1 8 1 1 1 Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета . Картина - натюрморт. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта. Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей, больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни. Скульптура в музее и на улице. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного для парковой скульптуры. Художественная выставка. Выставка как событие и праздник общения. Каждый человек – художник. Урок – выставка лучших работ. 30 31 32 33 34 №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока 4 класс Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Осенний пейзаж. Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. Деревня – деревянный мир. Аппликация. Коллективное панно. Красота человека. Русская красавица. Портрет женского сказочного персонажа. Образ русского человека в произведениях художников. Изображение мужского образа в народном костюме Календарные праздники. Праздник урожая. Ярмарка. Народные праздники. Масленица (Иван Купала). Древние города нашей земли Родной угол. Изображение сторожевых башен ( Конструирование или лепка башен). Древние соборы. Лепка (постройка) храма. Города Русской земли. Город-крепость. Панно. Древнерусские воины-защитники. Богатырь. Княжеская дружина. Золотое кольцо России. Создание карты путешествия по Золотому кольцу России. 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Узорочье теремов. Сказочный терем. (Интерьер теремных палат). Терем. Коллективное панно. Каждый народ - художник Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. Оригами. Бумажный журавлик. Образ человека, характер в японской культуре. Женский образ. Народы гор и степей. Горный пейзаж (Народное жилище. Аул). Народы гор и степей. Юрта как произведение искусства. Коллективная композиция. Города в пустыне. Образ среднеазиатского города. Древняя Эллада. Греческий храм. Олимпийские игры. Коллективное панно. Средневековой город. Аппликация. Площадь средневекового города. Образ готического храма в средневековом городе. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение. Искусство объединяет народы Материнство. Портрет. Улыбка мамы. Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Портрет матери и дитя. Мудрость старости. Изображение пожилого человека. Сопереживание. Дорогою добра. Рисунок с драматическим сюжетом. Герои-защитники. Памятник народному герою. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежда. Радости детства. Искусство народов мира. Обобщение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1