Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" начальное общее образование на основе ФГОС НОО 1-4 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50,
e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой
психического развития
(в редакции от 31.08.2021г.)

Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
начальное общее образование
на основе ФГОС НОО
1-4 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для
формирования
Личностные универсальные учебные действия
• внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к • внутренней позиции обучающегося на уровне
организации, осуществляющей образовательную деятельность, ориентации на положительного
отношения
к
организации,
содержательные моменты
действительности и принятия образца «хорошего осуществляющей образовательную деятельность,
обучающегося»;
понимания необходимости учения, выраженного в
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая преобладании учебно-познавательных мотивов и
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
предпочтении социального способа оценки знаний;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения • выраженной устойчивой учебно-познавательной
новой задачи;
мотивации учения;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на • устойчивого учебно-познавательного интереса к
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям новым общим способам решения задач;
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, • адекватного понимания причин успешности /
родителей и других людей;
неуспешности учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной • положительной адекватной дифференцированной
деятельности;
самооценки на основе критерия успешности
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как реализации социальной роли «хорошего
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ обучающегося»;
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, • компетентности в реализации основ гражданской
осознание своей этнической принадлежности;
идентичности в поступках и деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и • морального сознания на конвенциональном уровне,
поступков окружающих людей;
способности к решению моральных дилемм на основе
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального мотивы и чувства, устойчивое следование в
сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному поведении моральным нормам и этическим
уровню;
требованиям;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов • установки на здоровый образ жизни и
морального поведения;
реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• осознанных устойчивых эстетических
• установка на здоровый образ жизни;
предпочтений и ориентации на искусство как
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, значимую сферу человеческой жизни;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, • эмпатии как осознанного понимания чувств

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
других людей и сопереживания им, выражающихся
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и в поступках, направленных на помощь и
отечественной художественной культурой.
обеспечение благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном учебные задачи;
материале в сотрудничестве с учителем;
• преобразовывать практическую задачу в
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями познавательную;
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• проявлять познавательную инициативу в
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа учебном сотрудничестве;
решения;
• самостоятельно
учитывать
выделенные
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в учителем ориентиры действия в новом учебном
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
материале;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной • осуществлять
констатирующий
и
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и предвосхищающий контроль по результату и по
задачной области;
способу действия, актуальный контроль на уровне
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, произвольного внимания;
•
самостоятельно
адекватно
оценивать
родителей и других людей;
правильность выполнения действия и вносить
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и его реализации, так и в конце действия.
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с • осуществлять расширенный поиск информации с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, использованием ресурсов библиотек и сети
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом Интернет;
пространстве Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая решения задач;
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной
• строить сообщения в устной и письменной форме;
и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять способов решения задач в зависимости от
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
конкретных условий;
• осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и • осуществлять синтез как составление целого из
несущественных признаков;
частей, самостоятельно достраивая и восполняя
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
недостающие компоненты;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• осуществлять
сравнение,
сериацию
и
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
классификацию, самостоятельно выбирая основания и
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, критерии для указанных логических операций;
свойствах и связях;
• строить логическое рассуждение, включающее
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда установление причинно-следственных связей;
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения решения задач.
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для учитывать и координировать в сотрудничестве
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в позиции других людей, отличные от собственной;
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической • учитывать разные мнения и интересы и
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и обосновывать собственную позицию;
дистанционного общения;
• понимать относительность мнений и подходов к
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе решению проблемы;
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении • аргументировать свою позицию и координировать её
и взаимодействии;
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общего решения в совместной деятельности;
сотрудничестве;
• продуктивно содействовать разрешению
• формулировать собственное мнение и позицию;
конфликтов на основе учёта интересов и позиций
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том всех участников;
числе в ситуации столкновения интересов;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно,
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и последовательно и полно передавать партнёру
видит, а что нет;
необходимую информацию как ориентир для
• задавать вопросы;
построения действия;
• контролировать действия партнёра;
• задавать вопросы, необходимые для организации
• использовать речь для регуляции своего действия;
собственной деятельности и сотрудничества с

• адекватно использовать речевые средства для решения различных партнёром;
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть • осуществлять взаимный контроль и оказывать в
диалогической формой речи.
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
2) формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной
деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,

разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве
для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций
в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и
дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
–
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового
искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах
их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

быту;

–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в

–
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
–
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания
с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
–
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на
плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы,
человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека,
явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:

–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира;
проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания,
сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как

основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании
и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном
звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование
различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы,
ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному

аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
(1-4 класс)
№

Тема раздела

п/п

1 класс

2 класс

Восприятие
произведений
искусства

4 класс

Содержание

К-

Содержание

К-

Содержание

К-

Содержание

К-

образования

во

образования

во

образования

во

образования

во

ч
1

3 класс

Особенности
художественного
творчества: художник и
зритель. Образная
сущность искусства:
художественный образ,
Отражение в
произведениях
пластических искусств
общечеловеческих идей
о нравственности и
эстетике: отношение к
природе, человеку и
обществу. Фотография и
произведение
изобразительного
искусства: сходство и
различия. Человек, мир
природы в реальной
жизни: образ человека,
природы в искусстве.

8

ч
Особенности
художественного
творчества:
художник и зритель.
Образная сущность
искусства:
художественный
образ. Отражение в
произведениях
общечеловеческих
идей о
нравственности и
эстетике: отношение
к природе, человеку
и обществу.
Человек, мир
природы в реальной
жизни: образ
человека, природы в
искусстве.
Представления о
богатстве и
разнообразии
художественной
культуры (на

8

ч
Особенности
художественного
творчества: художник
и зритель. Образная
сущность искусства:
художественный
образ, его условность,
передача общего
через единичное.
Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о
нравственности и
эстетике: отношение к
природе, человеку и
обществу.
Фотография и
произведение
изобразительного
искусства: сходство и
различия. Человек,
мир природы в

8

ч
Особенности
7
художественного
творчества: художник
и зритель. Образная
сущность искусства:
художественный
образ, его условность,
передача общего
через единичное.
Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о
нравственности и
эстетике: отношение к
природе, человеку и
обществу.
Фотография и
произведение
изобразительного
искусства: сходство и
различия. Человек,
мир природы в

примере культуры
народов России).
Восприятие и
эмоциональная
оценка шедевров
национального,
российского
искусства.
Представление о
роли
изобразительных
(пластических)
искусств в
повседневной жизни
человека, в
организации его
материального
окружения.

реальной жизни:
образ человека,
природы в искусстве.
Представления о
богатстве и
разнообразии
художественной
культуры (на примере
культуры народов
России). Выдающиеся
представители
изобразительного
искусства народов
России (по выбору).
Ведущие
художественные
музеи России (ГТГ,
Русский музей,
Эрмитаж) и
региональные музеи.
Восприятие и
эмоциональная
оценка шедевров
национального,
российского и
мирового искусства.
Представление о роли
изобразительных
(пластических)
искусств в
повседневной жизни
человека, в
организации его
материального
окружения.

реальной жизни:
образ человека,
природы в искусстве.
Представления о
богатстве и
разнообразии
художественной
культуры (на примере
культуры народов
России).
Выдающиеся
представители
изобразительного
искусства народов
России (по выбору).
Ведущие
художественные
музеи России (ГТГ,
Русский музей,
Эрмитаж) и
региональные музеи.
Восприятие и
эмоциональная
оценка шедевров
национального,
российского и
мирового искусства.
Представление о роли
изобразительных
(пластических)
искусств в
повседневной жизни
человека, в
организации его
материального

Материалы для
рисунка: карандаш,
ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки
и т. д. Приемы
работы с различными
графическими
материалами. Роль
рисунка в искусстве:
основная и
вспомогательная.
Красота и
разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами рисунка.
Изображение
деревьев, птиц,
животных: общие и
характерные черты.

Ежеурочно

Материалы для
рисунка: карандаш,
ручка, фломастер,
уголь, пастель,
мелки и т. д.
Приемы работы с
различными
графическими
материалами.
Красота и
разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами рисунка.
Изображение
деревьев, птиц,
животных: общие и
характерные черты.

Ежеурочно

Материалы для рисунка:
карандаш, ручка,
фломастер, т. д.
Приемы работы с
различными
графическими
материалами. Роль
рисунка в искусстве:
основная и
вспомогательная.
Красота и разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средствами
рисунка. Изображение
деревьев, птиц,
животных: общие и
характерные черты.

Ежеурочно

Рисунок

Ежеурочно

2

окружения.
Материалы для
рисунка: карандаш,
ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки
и т. д. Приемы
работы с различными
графическими
материалами. Роль
рисунка в искусстве:
основная и
вспомогательная.
Красота и
разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами рисунка.
Изображение
деревьев, птиц,
животных: общие и
характерные черты.

3

Живопись

Живописные материалы. 7
Красота и разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средствами
живописи. Цвет основа
языка живописи. Выбор
средств художественной
выразительности для
создания живописного
образа в соответствии с
поставленными
задачами. Образы
природы и человека в
живописи.

7

Живописные
материалы. Красота и
разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами живописи.
Цвет основа
языка живописи.
Выбор средств
художественной
выразительности для
создания
живописного образа в
соответствии с
поставленными
задачами. Образы
природы и человека в
живописи

7

Живописные
5
материалы. Красота и
разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами живописи.
Цвет основа
языка живописи.
Выбор средств
художественной
выразительности для
создания
живописного образа в
соответствии с
поставленными
задачами. Образы
природы и человека в
живописи

4

Скульптура

Материалы скульптуры
и их роль в создании
выразительного образа.
Элементарные приемы
работы с пластическими
скульптурными
материалами для
создания
выразительного образа
(пластилин —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы). Объем —
основа языка
скульптуры. Красота
человека и животных,
выраженная средствами
скульптуры.

5

Художественное Разнообразие
конструирование материалов для

3

Материалы
скульптуры и их
роль в создании
выразительного
образа.
Элементарные
приемы работы с
пластическими
скульптурными
материалами для
создания
выразительного
образа (пластилин,
глина —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы). Объем —
основа языка
скульптуры.
Основные темы
скульптуры. Красота
человека и
животных,
выраженная
средствами
скульптуры.

3

Материалы
3
скульптуры и их роль
в создании
выразительного
образа. Элементарные
приемы работы с
пластическими
скульптурными
материалами для
создания
выразительного
образа (пластилин,
глина —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы). Объем —
основа языка
скульптуры.
Основные темы
скульптуры. Красота
человека и животных,
выраженная
средствами
скульптуры.

Материалы
скульптуры и их роль
в создании
выразительного
образа.
Элементарные
приемы работы с
пластическими
скульптурными
материалами для
создания
выразительного
образа (пластилин,
глина —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы). Объем —
основа языка
скульптуры.
Основные темы
скульптуры. Красота
человека и животных,
выраженная
средствами
скульптуры.

3

2

Разнообразие
материалов для

2

Разнообразие
материалов для

Разнообразие
материалов для

3

2

6

и дизайн.

художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага,
картон и др.).
Элементарные приемы
работы с различными
материалами для
создания
выразительного образа
(пластилин —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы; бумага и
картон — сгибание,
вырезание).
Представление о
возможностях
использования навыков
художественного
конструирования и
моделирования в жизни
человека.

художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага,
картон и др.).
Элементарные
приемы работы с
различными
материалами для
создания
выразительного
образа
(пластилин —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы; бумага и
картон — сгибание,
вырезание).

Декоративно­
прикладное
искусство.

Истоки
2
декоративно­прикладног
о искусства и его роль в
жизни человека. Понятие
о синтетичном характере
народной культуры
(украшение жилища,
предметов быта, орудий
труда, костюма; музыка,
песни, хороводы;

Истоки
декоративно­приклад
ного искусства и его
роль в жизни
человека. Понятие о
синтетичном
характере народной
культуры
(украшение жилища,
предметов быта,

4

художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага,
картон и др.).
Элементарные
приемы работы с
различными
материалами для
создания
выразительного
образа (пластилин —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы; бумага и
картон — сгибание,
вырезание).
Представление о
возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования и
моделирования в
жизни человека.
Истоки
декоративно­прикладн
ого искусства и его
роль в жизни
человека. Понятие о
синтетичном
характере народной
культуры (украшение
жилища, предметов
быта, орудий труда,

4

художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага,
картон и др.).
Элементарные
приемы работы с
различными
материалами для
создания
выразительного
образа (пластилин —
раскатывание, набор
объема, вытягивание
формы; бумага и
картон — сгибание,
вырезание).
Представление о
возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования и
моделирования в
жизни человека.
Истоки
декоративно­прикладн
ого искусства и его
роль в жизни
человека. Понятие о
синтетичном
характере народной
культуры (украшение
жилища, предметов
быта, орудий труда,

8

былины, сказания,
сказки). Образ человека
в традиционной
культуре, сказках,
песнях. Сказочные
образы в народной
культуре и
декоративно­прикладном
искусстве. Разнообразие
форм в природе как
основа декоративных
форм в прикладном
искусстве (цветы,
раскраска бабочек,
переплетение ветвей
деревьев, морозные
узоры на стекле и т. д.).

орудий труда,
костюма). Образ
человека в
традиционной
культуре.
Представления
народа о мужской и
женской красоте,
отраженные в
изобразительном
искусстве, сказках,
песнях. Сказочные
образы в народной
культуре и
декоративно­прикла
дном искусстве.
Разнообразие форм в
природе как основа
декоративных форм
в прикладном
искусстве (цветы,
раскраска бабочек,
переплетение ветвей
деревьев, морозные
узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с
произведениями
народных
художественных
промыслов в России
(с учетом местных
условий).

костюма; музыка,
песни, хороводы;
былины, сказания,
сказки). Образ
человека в
традиционной
культуре.
Представления народа
о мужской и женской
красоте, отраженные
в изобразительном
искусстве, сказках,
песнях. Сказочные
образы в народной
культуре и
декоративно­приклад
ном искусстве.
Разнообразие форм в
природе как основа
декоративных форм в
прикладном
искусстве (цветы,
раскраска бабочек,
переплетение ветвей
деревьев, морозные
узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с
произведениями
народных
художественных
промыслов в России
(с учетом местных
условий).

костюма; музыка,
песни, хороводы;
былины, сказания,
сказки). Образ
человека в
традиционной
культуре.
Представления народа
о мужской и женской
красоте, отраженные
в изобразительном
искусстве, сказках,
песнях. Сказочные
образы в народной
культуре и
декоративно­приклад
ном искусстве.
Разнообразие форм в
природе как основа
декоративных форм в
прикладном
искусстве (цветы,
раскраска бабочек,
переплетение ветвей
деревьев, морозные
узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с
произведениями
народных
художественных
промыслов в России
(с учетом местных
условий).

7

Композиция

Элементарные приемы
композиции на
плоскости и в
пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль
и диагональ в
построении композиции.
Понятия: линия
горизонта, ближе —
больше, дальше —
меньше, загораживания.
Роль контраста в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, темное и
светлое, спокойное и
динамичное и т. д.

4

Элементарные
приемы композиции
на плоскости и в
пространстве.
Понятия: ближе —
больше, дальше —
меньше,. Роль
контраста в
композиции: низкое
и высокое, большое
и маленькое, тонкое
и толстое, темное и
светлое, спокойное и
динамичное и т. д.
Композиционный
центр (зрительный
центр композиции).

3

Элементарные приемы 3
композиции на
плоскости и в
пространстве.
Понятия:
горизонталь,
вертикаль и диагональ
в построении
композиции.
Пропорции и
перспектива. Понятия:
линия горизонта,
ближе — больше,
дальше — меньше,
загораживания. Роль
контраста в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, темное и
светлое, спокойное и
динамичное и т. д.
Композиционный
центр (зрительный
центр композиции).
Главное и
второстепенное в
композиции.
Симметрия и
асимметрия.

Элементарные приемы 2
композиции на
плоскости и в
пространстве.
Понятия:
горизонталь,
вертикаль и
диагональ в
построении
композиции.
Пропорции и
перспектива.
Понятия: линия
горизонта, ближе —
больше, дальше —
меньше,
загораживания. Роль
контраста в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, темное и
светлое, спокойное и
динамичное и т. д.
Композиционный
центр (зрительный
центр композиции).
Главное и
второстепенное в
композиции.
Симметрия и
асимметрия.

Линия

Многообразие линий
(тонкие, толстые,
прямые, волнистые,
плавные, острые,
закругленные спиралью,
летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих,
пятно и художественный
образ.

2

Основные и
составные цвета.
Теплые и холодные
цвета. Смешение
цветов. Роль белой и
черной красок в
эмоциональном
звучании и
выразительности
образа.
Эмоциональные
возможности цвета.
Практическое
овладение основами
цветоведения.
Передача с помощью
цвета характера
персонажа, его
эмоционального
состояния.
Многообразие
линий (тонкие,
толстые, прямые,
волнистые, плавные,
острые, закругленные
спиралью, летящие) и
их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно
и художественный
образ. Передача с
помощью линии
эмоционального
состояния природы,
человека, животного.

2

Основные и
составные цвета.
Теплые и холодные
цвета. Смешение
цветов. Роль белой и
черной красок в
эмоциональном
звучании и
выразительности
образа.
Эмоциональные
возможности цвета.
Практическое
овладение основами
цветоведения.
Передача с помощью
цвета характера
персонажа, его
эмоционального
состояния.
Многообразие
линий (тонкие,
толстые, прямые,
волнистые, плавные,
острые, закругленные
спиралью, летящие) и
их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно
и художественный
образ. Передача с
помощью линии
эмоционального
состояния природы,
человека, животного.

Ежеурочно

9

Основные и
составные цвета.
Теплые и холодные
цвета. Смешение
цветов. Роль белой и
черной красок в
эмоциональном
звучании и
выразительности
образа.
Эмоциональные
возможности цвета.
Практическое
овладение основами
цветоведения.
Передача с помощью
цвета характера
персонажа, его
эмоционального
состояния.
Многообразие
2
линий (тонкие,
толстые, прямые,
волнистые, плавные,
острые,
закругленные
спиралью, летящие)
и их знаковый
характер. Линия,
пятно и
художественный
образ. Передача с
помощью линии
эмоционального
состояния природы,

Ежеурочно

Основные и
составные цвета. Теплые
и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль
белой и черной красок в
эмоциональном
звучании и
выразительности образа.
Эмоциональные
возможности цвета.
Практическое овладение
основами цветоведения.

Ежеурочно

Цвет

Ежеурочно

8

1

10

Форма

Разнообразие форм
предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве. Сходство
и контраст форм.
Простые геометрические
формы. Природные
формы.

2

11

Объем

Объем в пространстве и
объем на плоскости.
Способы передачи
объема.
Выразительность
объемных композиций.

1

12

Ритм

Виды ритма
2
(спокойный,
замедленный,
порывистый,
беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен,
цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании
композиции в живописи
и рисунке. Передача
движения в композиции

человека, животного.
Разнообразие форм
2
предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве.
Сходство и контраст
форм. Простые
геометрические
формы.. Силуэт.

Объем в
пространстве и
объем на плоскости.
Способы передачи
объема.
Выразительность
объемных
композиций.
Виды ритма
(спокойный,
замедленный,
порывистый,
беспокойный и т.
д.). Ритм линий,
пятен, цвета. Роль
ритма в
эмоциональном
звучании
композиции в

2

1

Разнообразие форм
2
предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве.
Сходство и контраст
форм. Простые
геометрические
формы. Природные
формы.
Трансформация форм.
Влияние формы
предмета на
представление о его
характере. Силуэт.
Объем в
2
пространстве и объем
на плоскости.
Способы передачи
объема.
Выразительность
объемных
композиций.
Виды ритма
1
(спокойный,
замедленный,
порывистый,
беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен,
цвета. Роль ритма в
эмоциональном
звучании композиции
в живописи и рисунке.
Передача движения в

Разнообразие форм
предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве.
Сходство и контраст
форм. Простые
геометрические
формы. Природные
формы.
Трансформация
форм. Влияние
формы предмета на
представление о его
характере. Силуэт.
Объем в
пространстве и объем
на плоскости.
Способы передачи
объема.
Выразительность
объемных
композиций.
Виды ритма
(спокойный,
замедленный,
порывистый,
беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен,
цвета. Роль ритма в
эмоциональном
звучании композиции
в живописи и
рисунке. Передача

2

1

2

с помощью ритма
элементов. Особая роль
ритма в
декоративно­прикладном
искусстве.

Итого за год

33
ч

живописи и рисунке.
Передача движения
в композиции с
помощью ритма
элементов. Особая
роль ритма в
декоративно­прикла
дном искусстве

композиции с
помощью ритма
элементов. Особая
роль ритма в
декоративно­приклад
ном искусстве.

движения в
композиции с
помощью ритма
элементов. Особая
роль ритма в
декоративно­приклад
ном искусстве.

34

34

34

ч

ч

ч

Тематическое планирование учебного предмета
«Изобразительное искусство»
№
п/п
1
2
3
4

№
п/п
1
2
3
4

№
п/п
1
2
3
4

№
п/п
1

1 класс
Тема
Ты учишься изображать
Ты украшаешь
Ты строишь
Изображение, украшение, постройка всегда помогают
друг другу
Итого:
2 класс
Тема
Как и чем работает художник?
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство
Как говорит искусство
Итого:
3 класс
Тема
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей.
Итого:
4 класс
Тема
Истоки родного искусства

Количеств
о часов
9
8
11
5
33ч.
Количест
во часов
8
7
11
8
34 ч.
Количест
во часов
8
7
11
8
34 ч.
Количест
во часов
8

2

Древние города нашей Земли

7

3

Каждый народ — художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Итого:

34 ч.

Тематическое планирование учебного предмета
«Изобразительное искусство»
№
п/п
1
2
3-4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
№ п/п
1
2

1 класс
Тема
Все дети любят рисовать
Изображения всюду вокруг нас
Мастер Изображения учит видеть
Изображать можно пятном
Изображать можно в объеме
Изображать можно линией
Изображать можно то, что невидимо (настроение)
Разноцветные краски
Художник и зрители
Мир полон украшений
Красоту нужно уметь замечать. Цветы
Узоры на крыльях
Красивые рыбы
Украшение птиц
Узоры, которые создали люди
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Постройки в нашей жизни
Дома бывают разными
Домики, которые построила природа
Дом снаружи и внутри
Строим город
Все имеет свое строение
Строим вещи
Город, в котором мы живем (экскурсия + проектная
работа)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
Праздник птиц
Разноцветные жуки
Сказочная страна
Времена года
«Здравствуй, лето!»
2 класс
Тема
Как и чем работает художник?
Я – художник. Летние краски.
Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
11
1
1

Цветочная полянка.
3
Гуашь. Добавление белой и чёрной краски. Природная
стихия.
4
Выразительные возможности восковых мелков, пастели.
Букет осени
5
Выразительные возможности восковых мелков. Золотая
рыбка.
6
Выразительные возможности аппликации. Аппликация из
осенних листьев.
7
Выразительные возможности графических материалов.
Линия – выдумщица.
8
Выразительные возможности графических материалов.
Волшебный лес.
9
Выразительность материалов для работы в объеме.
Пингвинчик на льдине.
10
Выразительные возможности бумаги.
11
Для
художника любой
материал
может
стать
выразительным. Коллаж.
Реальность и фантазия.
12
Изображение и реальность. Павлин.
13
Изображение и фантазия. Сказочная птица.
14
Украшения и реальность. Паутинка. Узор на стекле.
15
Украшения и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан.
16
Постройка и реальность. Подводный мир.
17-18 Постройка и фантазия. Сказочный город.
О чём говорит искусство?
19
Выражение отношения к окружающему миру через
изображение природы. Море.
20
Выражение отношения к окружающему миру через
изображение животных.
21
Образ человека и его характер ( женский образ).
22
Образ человека и его характер (мужской образ).
23
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
24
Выражение характера человека через украшение.
25
Выражение характера человека через украшение,
конструкцию и декор.
26
Мастера Изображения, Украшения и Постройки совместно
создают дома для сказочных героев.
Как говорит искусство?
27
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.
Чудо – коврик.
28
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
29
Пятно как средство выражения. Силуэт.
30
Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные
пузыри.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1

31
32
33
34

Линия как средство выражения: ритм линий. Весенняя
поляна.
Линия как средство выражения: характер линий. Дерево.
Ритм линий и пятен, композиция – средства
выразительности. Весна идёт.
В музее у весёлого художника.
3 класс

№ п/п
1
2-3
4

5
6
7
8
9

10
11

12

Тема
Искусство в твоем доме
Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование
“Мои впечатления о лете”
Твои игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в
жизни людей.
Посуда у тебя дома . Разнообразие посуды: ее форма,
силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании
образа посуды. Изображение праздничного сервиза при
помощи гуаши на листе бумаги.
Мамин платок Знакомство с искусством росписи тканей.
Цвет и ритм узора. Создание эскиза платка для мамы.
Обои и шторы у тебя дома Создание эскиза обоев или
штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня,
гостиная, детская).Рисование с помощью трафарета.
Твои книжки. Разработка детской книжки игрушки с
иллюстрациями
Поздравительная открытка.
Создание художником поздравительных открыток. .
Многообразие открыток. Создание эскиза открытки.
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры. Знакомство со старинной и новой
архитектурой родного города. Изучение и изображение
одного из архитектурных памятников.
Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков.
Изображение парка, сквера.
Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт – Петербурге
и других городах. Создание проекта ажурной ограды или
ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной
гармошкой.
Волшебные фонари. Работа художника по созданию
красочного облика города, уличных и парковых фонарей.

1
1
1
1

Количеств
о часов
8
1
2
1

1
1
1
1
7
1
1
1

1

13
14

15
16

17-18
19-20
21-22
23
24

25

26
27
28

29

Графическое изображение фонаря.
Витрины. . Роль художника в создании витрин. Реклама
товара. Витрина как украшение города. Создание проекта
оформления витрины любого магазина.
Удивительный транспорт. Роль художника в создании
образа машины. Разные формы автомобилей. Изготовление
проекта фантастической машины , используя восковые
мелки.
Труд художника на улицах твоего города. Изготовление
проекта улицы города.
Художник и зрелище
Художник в цирке. Цирк – образ яркого развлекательного
зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка
циркового представления .
Художник в театре. Художник создатель сценического
мира. Создание театра на столе – создание картонного
макета и персонажей сказки .
Театр кукол. Разновидности кукол: перчаточные,
тростевые, куклы – марионетки. Образ куклы и ее
конструкция , костюм. Создание куклы.
Художник в театре. Истоки театрального искусства.
Спектакль: вымысел и правда, мир условности.
Изготовление макетов декораций.
Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маскинастроения. Конструирование выразительных
острохарактерных масок.
Афиша и плакат. Выражение в афише образа спектакля.
Композиционное единство изображений и текстов в
плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому
представлению.
Праздник в городе. Роль художника в создании
праздничного облика города. Элементы праздничного
украшения города. Выполнение рисунка «Праздник в
городе».
Школьный карнавал. Организация спектакля с
использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш,
плакатов, костюмов.
Художник и музей
Музей в жизни города Художественные музеи Москвы,
Санкт-Петербурга. Разнообразие музеев.
Картина пейзаж. Знаменитые картины-пейзажи.
Выражение в пейзаже настроения, состояния души.
Изображение пейзажа по представлению с ярко
выраженным настроением.
Картина - портрет Знаменитые художники портретисты.

1
1

1
11
1
2
2
2
1
1

1

1
8
1
1

1

Портрет человека как изображение его характера,
настроения, как проникновение в его внутренний мир.
Создание портрета .
Картина - натюрморт. Выражение настроения в
натюрморте. Знаменитые художники, работавшие в жанре
натюрморта. Создание натюрморта.
Картины исторические и бытовые. Изображение в
картинах событий из жизни людей, больших исторических
событий, героев в картинах исторического жанра.
Изображение сцены из своей повседневной жизни.
Скульптура в музее и на улице. Скульптура в музеях.
Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка
фигуры человека или животного для парковой
скульптуры.
Художественная выставка. Выставка как событие и
праздник общения.
Каждый человек – художник. Урок – выставка лучших
работ.

30
31

32

33
34

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока

4 класс

Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Осенний пейзаж.
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.
Деревня – деревянный мир. Аппликация. Коллективное
панно.
Красота человека. Русская красавица. Портрет женского
сказочного персонажа.
Образ русского человека в произведениях художников.
Изображение мужского образа в народном костюме
Календарные праздники.
Праздник урожая. Ярмарка.
Народные праздники. Масленица (Иван Купала).
Древние города нашей земли
Родной
угол.
Изображение
сторожевых
башен
( Конструирование или лепка башен).
Древние соборы. Лепка (постройка) храма.
Города Русской земли. Город-крепость. Панно.
Древнерусские воины-защитники. Богатырь. Княжеская
дружина.
Золотое кольцо России. Создание карты путешествия по
Золотому кольцу России.

1
1

1

1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Узорочье теремов. Сказочный терем. (Интерьер теремных
палат).
Терем. Коллективное панно.
Каждый народ - художник
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.
Оригами. Бумажный журавлик.
Образ человека, характер в японской культуре. Женский
образ.
Народы гор и степей. Горный пейзаж (Народное жилище.
Аул).
Народы гор и степей. Юрта как произведение искусства.
Коллективная композиция.
Города в пустыне. Образ среднеазиатского города.
Древняя Эллада. Греческий храм.
Олимпийские игры. Коллективное панно.
Средневековой
город.
Аппликация.
Площадь
средневекового города.
Образ готического храма в средневековом городе.
Многообразие художественных
культур
в мире.
Обобщение.
Искусство объединяет народы
Материнство. Портрет. Улыбка мамы.
Образ богоматери в русском и западноевропейском
искусстве. Портрет матери и дитя.
Мудрость старости. Изображение пожилого человека.
Сопереживание. Дорогою добра. Рисунок с драматическим
сюжетом.
Герои-защитники. Памятник народному герою.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежда. Радости детства.
Искусство народов мира. Обобщение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».