Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" начальное общее образование на основе ФГОС НОО 1-4 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50,
e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся
с
задержкой
психического развития
(в редакции от 31.08.2021г.)

Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
начальное общее образование
на основе ФГОС НОО
1-4 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»:

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

Личностные универсальные учебные действия
• внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к • внутренней позиции обучающегося на уровне
организации, осуществляющей образовательную деятельность, ориентации на положительного
отношения
к
организации,
содержательные моменты
действительности и принятия образца «хорошего осуществляющей
образовательную
деятельность,
обучающегося»;
понимания необходимости учения, выраженного в
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая преобладании
учебно-познавательных
мотивов
и
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
предпочтении социального способа оценки знаний;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения • выраженной устойчивой учебно-познавательной
новой задачи;
мотивации учения;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на • устойчивого учебно-познавательного интереса к
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов новым общим способам решения задач;
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, • адекватного понимания причин успешности /
товарищей, родителей и других людей;
неуспешности учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной • положительной адекватной дифференцированной
деятельности;
самооценки на основе критерия успешности реализации
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как социальной роли «хорошего обучающегося»;
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ • компетентности в реализации основ гражданской
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, идентичности в поступках и деятельности;
осознание своей этнической принадлежности;
• морального сознания на конвенциональном уровне,
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и способности к решению моральных дилемм на основе
поступков окружающих людей;
учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, мотивы и чувства, устойчивое следование в
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального поведении моральным нормам и этическим
сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному требованиям;
уровню;
• установки на здоровый образ жизни и реализации
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов её в реальном поведении и поступках;
морального поведения;
• осознанных
устойчивых
эстетических
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
предпочтений и ориентации на искусство как
• установка на здоровый образ жизни;
значимую сферу человеческой жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, • эмпатии как осознанного понимания чувств
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, других людей и сопереживания им, выражающихся в
2

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
поступках, направленных на помощь и обеспечение
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и благополучия.
отечественной художественной культурой.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном учебные задачи;
материале в сотрудничестве с учителем;
• преобразовывать
практическую
задачу
в
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и познавательную;
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• проявлять познавательную инициативу в учебном
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа сотрудничестве;
решения;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы ориентиры действия в новом учебном материале;
в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• осуществлять
констатирующий
и
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной предвосхищающий контроль по результату и по
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и способу действия, актуальный контроль на уровне
задачной области;
произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, •
выполнения действия и вносить необходимые
родителей и других людей;
коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе так и в конце действия.
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с • осуществлять расширенный поиск информации с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе • записывать, фиксировать информацию об окружающем
контролируемом пространстве Интернета;
мире с помощью инструментов ИКТ;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о • создавать и преобразовывать модели и схемы для
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
решения задач;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
письменной форме;
3

• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять • осуществлять синтез как составление целого из частей,
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
• осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и компоненты;
несущественных признаков;
• осуществлять
сравнение,
сериацию
и
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
классификацию, самостоятельно выбирая основания и
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
критерии для указанных логических операций;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить логическое рассуждение, включающее
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, установление причинно-следственных связей;
свойствах и связях;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда решения задач.
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в других людей, отличные от собственной;
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и собственную позицию;
дистанционного общения;
• понимать относительность мнений и подходов к
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том решению проблемы;
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в • аргументировать свою позицию и координировать её с
общении и взаимодействии;
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общего решения в совместной деятельности;
сотрудничестве;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов
• формулировать собственное мнение и позицию;
на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том • с учётом целей коммуникации достаточно точно,
числе в ситуации столкновения интересов;
последовательно и полно передавать партнёру
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и необходимую информацию как ориентир для построения
видит, а что нет;
действия;
• задавать вопросы;
• задавать вопросы, необходимые для организации
4

• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач

Содержание учебного предмета«Окружающий мир»:
Человек
природа

и Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов
(цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые
тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля –
планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны,
района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на
основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном
крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и
гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
5

Человек
общество

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые,
рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные
– распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в
жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный
календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена
систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
и Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности
общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура
6

общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных
воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории
семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя
в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление
режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам,
одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов
России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила
пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта,
телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании
средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество»,
«Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День
народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
7

Правила
безопасной
жизни

Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник,
разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный
город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по
выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к
своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного
края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4
(несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица,
главные достопримечательности.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной
помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
8

Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;

9

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даёт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
на уровне начального общего образования
1
класс
Колво
часов

Содержание
образования

2
класс
Колво
часов

30
часов

Природа.
36
Природные
час
объекты
и
предметы, созданные
человеком.
Неживая и живая
природа. Признаки
предметов
(цвет,
форма,
сравнительные размеры и
др.).
Примеры
явлений природы:
смена времен года,
снегопад, листопад,
перелеты
птиц,
смена
времени
суток,
рассвет,

Содержание образования 3
Содержание
класс образования
Колво
часов
Человек и природа
Природа.
Природные 46
объекты и предметы, часов
созданные
человеком.
Неживая
и
живая
природа.
Признаки
предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры
и др.). Примеры явлений
природы: смена времен
года, снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена времени суток,
рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза. Вещество.
Разнообразие веществ в
окружающем
мире.
Примеры веществ: соль,
10

4
класс
Колво
часов

Природа.
Природные 29
объекты и предметы, часов
созданные
человеком
Неживая
и
живая
природа.
Примеры
явлений природы: смена
времен года, снегопад,
листопад,
перелеты
птиц, смена времени
суток, рассвет, закат,
ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем
мире. Примеры веществ:
соль,
сахар,
вода,
природный газ.
Твердые тела, жидкости,

Содержание образования

Природа.
Природные
объекты и
предметы,
созданные
человеком.
Неживая и живая природа.
Признаки
предметов
(цвет,
форма,
сравнительные размеры и
др.). Примеры явлений
природы: смена времен
года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена
времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем
мире. Примеры веществ:
соль,
сахар,
вода,

закат, ветер, дождь,
гроза.
Времена
года, их особенности (на основе
наблюдений).
Погода, ее составляющие
(температура воздуха, облачность,
осадки,
ветер).
Наблюдение
за
погодой
своего
края.
Вода.
Свойства
воды.
Состояния воды, ее
распространение в
природе. Почва, ее
состав,
значение
для живой природы
и
для
хозяйственной
жизни
человека. Растения,
их
разнообразие.
части
растения
(корень,
стебель,
лист, цветок, плод,
семя).
Условия,
необходимые для
жизни
растения
(свет,
тепло,
воздух,
вода).Наблюдение
роста
растений,
фиксация
изме-

сахар, вода, природный
газ.
Твердые
тела,
жидкости, газы. Простейшие
практические
работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звезды
и
планеты.
Солнце – ближайшая к
нам звезда, источник
света и тепла для всего
живого на Земле. Земля
–
планета,
общее
представление о форме и
размерах Земли. Глобус
как
модель
Земли..
Материки и океаны, их
названия, расположение
на глобусе и карте.
Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли
как причина смены дня и
ночи. Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений).
Обращение Земли вокруг
Солнца как причина
смены
времен
года.
Смена времен года в
родном крае на основе
наблюдений.
Погода, ее составляяющие
(температура
воздуха,
облачность,
осадки,
ветер).

газы.
Простейшие
практические работы с
веществами,
жидкостями, газами.
Воздух – смесь газов.
Свойства
воздуха.
Значение воздуха для
растений,
животных,
человека.Вода. Свойства
воды. Состояния воды,
ее распространение в
природе, значение для
живых организмов и
хозяйственной
жизни
человека.
Круговорот
воды
в
природе.
Полезные
ископаемые, их значение
в хозяйстве человека,
бережное
отношение
людей
к
полезным
ископаемым. Полезные
ископаемые
родного
края(2–3примера).Почва,
ее состав, значение для
живой природы и для
хозяйственной
жизни
человека. Растения, их
разнообразие .Условия,
необходимые для жизни
растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений .
11

природный газ. Твердые
тела, жидкости, газы.
Простейшие практические
работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце
– ближайшая к нам
звезда, источник света и
тепла для всего живого на
Земле. Земля – планета,
общее представление о
форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли.
Географическая карта и
план. Материки и океаны,
их
названия,
расположение на глобусе
и
карте.
Важнейшие
природные объекты своей
страны,
района.
Ориентирование
на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли
как причина смены дня и
ночи. Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как
причина смены времен
года. Смена времен года в
родном крае на основе
наблюдений.
Погода, ее составляющие

нений.
Деревья,
кустарники, травы.
Дикорастущие
и
культурные растения. Роль растений
в природе и жизни
людей,
бережное
отношение
человека
к
растениям. Грибы:
съедобные и ядовитые. Животные, их
разнообразие.
Усло-вия,
необходимые для
жизни
животных
(воздух,
вода,
тепло,
пища).
Насекомые, рыбы,
птицы, звери, их
отличия. Дикие и
домашние животные.
Роль
животных
в
природе и жизни
людей,
бережное
отношение
человека
к
животным.
Положительное и
отрицательное
влияние
деятельности человека на
природу

Наблюдение за погодой
своего
края.
Предсазание погоды и его
значение в жизни людей.
Водоемы, их разнообразие (океан, море,
река,
озеро,
пруд);
использование
человеком. Водоемы родного
края (названия, краткая
характеристика
на
основе наблюдений).
Растения,
их
разнообразие.
Условия,
необходимые для жизни
растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация
изменений.
Деревья,
кустарники,
травы. Дикорастущие и
культурные
растения.
Роль растений в природе
и
жизни
людей,
бережное
отношение
человека к растениям.
Растения родного края,
названия
и
краткая
характеристика
на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и
ядовитые. Правила сбора
грибов.
Животные, их разно-

Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе
и
жизни
людей,
бережное
отношение
человека к растениям.
Растения родного края,
названия
и
краткая
характеристика
на
основе наблюдений .
Грибы: съедобные и
ядовитые. Правила сбора
грибов Животные, их
разнообразие. Условия,
необходимые для жизни
животных (воздух, вода,
тепло,
пища).Насекомые, рыбы,
птицы,
звери,
их
отличия. Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).Размножение
животных. Круговорот
веществ.
Дикие
и
домашние
животные.
Роль
животных
в
природе и жизни людей,
бережное
отношение
человека к животным.
Животные родного края,
их названия, краткая
характеристика
на
12

(температура
воздуха,
облачность,
осадки,
ветер). Наблюдение за
погодой
своего
края.
Предсказание погоды и
его значение в жизни
людей. Формы земной
поверхности:
равнины,
горы,
холмы,
овраги
(общее
представление,
условное
обозначение
равнин и гор на карте).
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая характеристика
на основе наблюдений).
Водоемы,
их
разнообразие (океан, море, река,
озеро,
пруд);
использование человеком.
Водоемы родного края
(названия,
краткая
характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов.
Свойства
воздуха.
Значение воздуха для
растений,
животных,
человека. Вода. Свойства
воды. Состояния воды, ее
распространение
в
природе, значение для
живых
организмов
и
хозяйственной
жизни

(в том числе на
примере
окружающей местности).
Правила поведения
в природе. Красная
книга России, ее
значение, Посильное
участие
в
охране
природы.
Личная ответственность
каждого
человека
за
сохранность
природы.
Общее
представление
о
строении тела.

образие.
Условия,
необходимые для жизни
животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери,
их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Дикие
и
домашние
животные. Роль животных в природе и жизни
людей,
бережное
отношение человека к
животным.
Животные
родного
края,
их
названия,
краткая
характеристика
на
основе наблюдений.
Человек
–
часть
природы. Зависимость
жизни
человека
от
природы. Этическое и
эстетическое значение
природы
в
жизни
человека.
Положительное
и
отрицательное влияние
деятельности человека
на природу (в том числе
на примере окружающей
местности).
Правила
поведения в природе.

основе наблюдений.
Человек – часть природы. Зависимость жизни
человека от природы.
Этическое и эстетическое
значение
природы
в
жизни
человека.
Освоение
человеком
законов
жизни природы посредством
практической
деятельности. Правила
поведения в природе.
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного
и
животного
мира.
Заповедники,
национальные парки, их
роль в охране природы.
Красная книга России,
ее значение, отдельные
представители растений
и животных Красной
книги
.Посильное
участие
в
охране
природы. Личная ответственность
каждого
человека за сохранность
природы.
Общее
представление
о
строении тела человека.
Системы
органов
13

человека.
Круговорот
воды в природе.
Полезные ископаемые, их
значение
в
хозяйстве
человека,
бережное
отношение
людей
к
полезным
ископаемым.
Полезные
ископаемые
родного
края
(2–3
примера).Почва, ее состав,
значение
для
живой
природы
и
для
хозяйственной
жизни
человека. Растения, их
разнообразие.
части
растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя).
Условия,
необходимые
для жизни растения (свет,
тепло,
воздух,
вода).
Наблюдение роста растений,
фиксация
изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие
и
культурные
растения. Роль растений в
природе и жизни людей,
бережное
отношение
человека к растениям.
Растения родного края,
названия
и
краткая
характеристика на основе
наблюдений.
Грибы:
съедобные
и

Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного и животного
мира.
Красная
книга
России,
ее
значение,
отдельные
представители растений
и животных Красной
книги.
Посильное
участие
в
охране
природы. Личная ответственность
каждого
человека за сохранность
природы.

(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
органы чувств), их роль
в
жизнедеятельности
организма . Гигиена
систем
органов
.
Измерение температуры
тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность
каждого
человека за состояние
своего
здоровья
и
здоровья окружающих
его людей. Внимание,
уважительное
отношение к людям с
ограниченными возможностями
здоровья,
забота о них.

14

ядовитые. Правила сбора
грибов.
Животные,
их
разнообразие.
Условия,
необходимые для жизни
животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые,
рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания разных животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы,
звери). Дикие и домашние
животные. Роль животных
в природе и жизни людей,
бережное
отношение
человека к животным.
Животные родного края,
их
названия,
краткая
характеристика на осно-ве
наблюдений. Лес, луг,
водоем – единство живой
и
неживой
природы
(солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения,
животные).
Круговорот
веществ. Взаимосвязи в
природном сообществе:
растения – пища и
укрытие для животных;
животные
–
распространители плодов

и
семян
растений.
Влияние
человека
на
природные сообщества.
Природные сообщества
родного края (2–3 примера
на основе наблюдений).
Природные зоны России:
общее
представление,
основные природные зоны
(климат, растительный и
животный
мир,
особенности труда и быта
людей, влияние человека
на природу изучаемых
зон, охрана природы).
Человек – часть природы.
Зависимость
жизни
человека от природы.
Этическое и эстетическое
значение природы в жизни
человека.
Освоение
человеком законов жизни
природы
посредством
практической
деятельности. Народный
календарь
(приметы,
поговорки,
пословицы),
определяющий сезонный
труд людей.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере
окружающей
15

местности).
Правила
поведения в природе.
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных
ископаемых,
растительного и животного мира. Заповед-ники,
национальные парки, их
роль в охране природы.
Красная книга России, ее
значение,
отдельные
предста-вители растений и
животных Красной книги.
Посильное учас-тие в
охране природы. Личная
ответственность каждого
человека за сохранность
природы.
Общее представление о
строении тела человека.
Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная,
дыхательная, кровенос-ная,
нервная,
органы
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности
организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Личная ответственность
каждого
человека
за
состояние своего здо16

ровья
и
здоровья
окружающих его людей.
Внимание, уважительное
отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота
о них.
Человек и общество
17 час

Семья –
самое 29
близкое окружение часов
человека.
Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь
членов
семьи.
Оказание посильной
помощи
взрослым. Забота о
детях, престарелых,
больных – долг
каждого человека.
Имена и фамилии
членов семьи.
Младший
школьник. Правила
поведения в школе,
на уроке. Обращение к учителю.
Составление режима дня школьника.
Правила взаимо-

Общество – совокуп- 17
ность людей, которые часов
объединены
общей
культурой и связаны
друг
с
другом
совместной
деятельностью во имя общей
цели.
Духовнонравственные
и
культурные ценности –
основа
жизнеспособности общества.
Человек
–
член
общества, носитель и
создатель
культуры.
Понимание того, как
складывается
и
развивается
культура
общества и каждого его
члена. Взаимоотношения
человека
с
другими
людьми.
Культура
общения с представителями разных нацио17

Общество – совокуп- 34
ность людей, которые часа
объединены
общей
культурой и связаны
друг
с
другом
совместной
деятельностью во имя общей
цели.
Духовнонравственные
и
культурные ценности –
основа
жизнеспособности общества.
Человек
–
член
общества, носитель и
создатель
культуры.
Понимание того, как
складывается
и
развивается
культура
общества и каждого его
члена .Общее представление о
вкладе
в
культуру человечества
традиций и религиозных
воззрений
разных

Общество – совокупность
людей,
которые
объединены
общей
культурой и связаны друг
с
другом
совместной
деятельностью во имя
общей цели. Духовнонравственные
и
культурные ценности –
основа жизнеспособности
общества.
Человек – член общества,
носитель
и
создатель
культуры.
Понимание
того, как складывается и
развивается
культура
общества и каждого его
члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и
религиозных
воззрений
разных
народов.
Взаимоотношения
человека
с
другими

отношений со
взрослыми,
сверстниками,
культура поведения
в школе и других
общественных
местах. Значение
труда в жизни
человека и
общества.
Профессии людей.
Общественный
транспорт.
Транспорт города и
села. Наземный
транспорт. Правила
пользования
транспортом
(наземным)..
Наша Родина –
Россия, Российская
Федерация .
Государственная
символика России:
Государственный
герб России,
Государственный
флаг России,
Государственный
гимн России;
правила поведения
при прослушивании
гимна. Москва –
столица России.

нальностей, социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться
к
чужому
мнению.
Внутренний
мир
человека:
общее
представление
о
человеческих свойствах
и качествах.
Семья – самое близкое
окружение
человека.
Семейные
традиции.
Взаимоотношения
в
семье и взаимопомощь
членов семьи. Оказание
посильной
помощи
взрослым.
Забота
о
детях,
престарелых,
больных – долг каждого
человека.
Хозяйство
семьи.
Родословная.
Имена и фамилии членов
семьи.
Составление
схемы
родословного
древа, истории семьи.
Друзья,
взаимоотношения между ними;
ценность
дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений
со
взрослыми,
сверст-

народов.
Взаимоотношения человека с
другими
людьми.
Культура общения с
представителями разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи, умения
прислушиваться
к
чужому
мнению.
Внутренний
мир
человека:
общее
представление
о
человеческих свойствах
и качествах.
Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность
в
культуре
народов России и мира.
Профессии
людей.
Личная ответственность
человека за результаты
своего
труда
и
профессиональное
мастерство.
Святыни
городов
России. Главный город
родного
края:
достопримечательности,
история
и
характеристика
отдельных
18

людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому
мнению. Внутренний мир
человека:
общее
представление
о
человеческих свойствах и
качествах.
Семья – самое близкое
окружение
человека.
Семейные
традиции.
Взаимоотношения в семье
и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым.
Забота
о
детях,
престарелых, больных –
долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии
членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Духовно-нравственные
ценности
в
семейной
культуре народов России
и
мира.
Младший
школьник.
Правила
поведения в школе, на
уроке.
Обращение
к

никами,
культура
поведения в школе и
других
общественных
местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком,
помощь им в ориентации
в учебной среде и
окружающей
обстановке. Наша Родина –
Россия,
Российская
Федерация. Ценностносмысловое содержание
понятий
«Родина»,
«Отечество», «Отчизна».
Родной край – частица
России. Родной город
(населенный
пункт),
регион (область, край,
республика): название,
основные
достопримечательности;
музеи,
театры,
спортивные
комплексы и пр.

исторических событий,
связанных с ним.
Страны и народы мира
.Общее представление о
многообразии
стран,
народов, религий на
Земле. Знакомство с 3–4
(несколькими) странами
(с контрастными особенностями):
название,
расположение
на
политической
карте,
столица, главные достопримечательности .

19

учителю. Оценка великой
миссии
учителя
в
культуре народов России
и
мира.
Классный,
школьный
коллектив,
совместная учеба, игры,
отдых.
Составление
режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений
со
взрослыми, сверстниками,
культура поведения в
школе
и
других
общественных
местах.
Внимание к сверстникам,
одноклассникам,
плохо
владеющим
русским
языком, помощь им в
ориентации в учебной
среде
и
окружающей
обстановке.
Значение
труда в жизни человека и
общества.
Трудолюбие
как общественно значимая
ценность
в
культуре
народов России и мира.
Профессии людей. Личная
ответственность человека
за
результаты
своего
труда и профессиональное
мастерство.Общественный

транспорт.
Транспорт
города и села. Наземный,
воздушный и водный
транспорт.
Правила
пользования транспортом
(наземным, в том числе
железнодорожным,
воздушным и водным.
Средства связи: почта,
телеграф,
телефон,
электронная
почта,
аудиои
видеочаты,
форум.
Средства
массовой
информации:
радио,
телевидение,
пресса,
Интернет.
Избирательность
при
пользовании средствами
массовой информации в
целях сохранения духовнонравственного здоровья.
Наша Родина – Россия,
Российская
Федерация.
Ценностно-смысловое
содержание
понятий
«Родина»,
«Отечество»,
«Отчизна». Государственная символика России:
Государственный
герб
России, Государственный
флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при
прослушивании
гимна.
20

Конституция – Основной
закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент
Российской
Федерации
–
глава
государства.
Ответственность главы государства за социальное и
духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник
в
жизни
общества как средство
укрепления общественной
солидарности и упрочения
духовно-нравственных
связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день,
День весны и труда, День
Победы, День России,
День защиты детей, День
народного единства, День
Конституции. Праздники
и памятные даты своего
региона.
Оформление
плаката
или
стенной
газеты к общественному
празднику.
Россия на
карте,
государственная
граница России.
Москва – столица России.
Святыни
Москвы
–
21

святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и
др.
Характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с
Москвой
(основание
Москвы,
строительство
Кремля и др.). Герб
Москвы.
Расположение
Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности
(Зимний
дворец, памятник Петру I
–
Медный
всадник,
разводные мосты через
Неву и др.), города
Золотого кольца России
(по выбору). Святыни
городов России. Главный
город
родного
края:
достопримечательности,
история и характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Россия
–
многонациональная
страна.
Народы,
населяющие
Россию,
их
обычаи,
характерные особенности
быта
(по
выбору).
Основные религии наро22

дов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение
к своему и другим
народам, их религии,
культуре,
истории.
Проведение спортивного
праздника
на
основе
традиционных
детских
игр народов своего края.
Родной край – частица
России. Родной город
(населенный
пункт),
регион (область, край,
республика):
название,
основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и
пр. Особенности труда
людей родного края, их
профессии. Названия разных
народов,
проживающих
в
данной
местности, их обычаи,
характерные особенности
быта. Важные сведения из
истории родного края.
Святыни родного края.
Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет
лет в истории. Наиболее
важные и яркие события
общественной и куль23

турной жизни страны в
разные
исторические
периоды: Древняя Русь,
Московское государство,
Российская
империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда,
духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические
времена.
Выдающиеся
люди
разных эпох как носители
базовых
национальных
ценностей.
Охрана
памятников истории и
культуры.
Посильное
участие
в
охране
памятников истории и
культуры своего края.
Личная ответственность
каждого
человека
за
сохранность
историкокультурного
наследия
своего края. Страны и
народы
мира.
Общее
представление о многообразии стран, народов,
религий
на
Земле.
Знакомство
с
3–4
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
24

19
часов

Ценность здоровья 3
и здорового образа часа
жизни.
Режим дня школьника, чередование
труда и отдыха в
режиме дня; личная
гигиена.
Физическая
культура,
закаливание, игры
на воздухе как
условие сохранения
и
укрепления
здоровья. Личная
ответственность
каждого человека
за сохранение и
укрепление своего
физического
и
нравственного
здоровья. Номера
телефонов
экстренной
помощи.
Дорога от дома до
школы,
правила
безопасного поведения на дорогах,
на
транспорте
(наземном), в лесу,
на водоеме в разное

Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и 5
Ценность здоровья и 5 часа
здорового образа жизни. часов здорового образа жизни.
Правила
безопасного
Физическая
культура,
поведения в природе.
закаливание, игры на
Забота о здоровье и
воздухе как условие
безопасности
сохранения
и
окружающих людей
укрепления
здоровья.
Личная ответственность
каждого человека за
сохранение
и
укрепление
своего
физического
и
нравственного здоровья.
Дорога от дома до
школы,
правила
безопасного поведения
на
дорогах,
на
транспорте (наземном, в
том
числе
железнодорожном,
воздушном и водном), в
лесу, на водоеме в
разное время года .
Правила
безопасного
поведения в природе .
Правила
пожарной
безопасности, основные
правила обращения с
газом, электричеством,
водой.
25

политической
карте,
столица, главные достопримечательности.
Ценность
здоровья
и
здорового образа жизни.
Правила
безопасного
поведения в природе.

Итого:
66 ч.

время
года.
Правила пожарной
безопасности,
основные правила
обращения с газом,
электричеством,
водой.
Правила
безопасного
поведения
в
природе. Забота о
здоровье
и
безопасности
окружающих
людей

Забота о здоровье
безопасности
окружающих людей.

Итого:
68ч.

Итого:
68 ч.

26

и

Итого:
68 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1

2

3

4

5

Тема
Введение
Знакомство с учебником и учебными пособиями
(рабочей тетрадью, сборником тестов). Знакомство
с постоянными персонажами учебника —
Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто?
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая
родина». Что у нас над головой? Что у нас под
ногами? Что общего у разных растений? Что растет
на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за
листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие
звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть
опасным? На что похожа наша планета?.
Как, откуда и куда?
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в
наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда
в наш дом приходит электричество? Как
путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда
берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут
животные? Как зимой помочь птицам? Откуда
берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и
куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда?
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и
моя школа».
Когда придет суббота? Когда
наступит лето? Где живут белые медведи? Где
живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили
динозавры? Когда появилась одежда? Когда
изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем?
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?
Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и
дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга
разноцветная? Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не
будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в
27

Количество
часов
1

20

12

11

22

лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так
назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно
есть много овощей и фруктов? Почему нужно
чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и
телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны
поезда? Зачем строят корабли? зачем строят
самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно
соблюдать правила безопасности? Почему на
корабле и в самолете нужно соблюдать правила
безопасности? Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
1

Тема

Количество
часов
4

Где мы живем?

2

Родная страна. Город и село. Проект «Родной
город (село)». Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где мы живем»
Природа

20

3

Неживая и живая природа. Явления природы. Что
такое погода. В гости к осени (экскурсия). В гости к
осени (урок). Звездное небо. Заглянем в кладовые
земли. Про воздух и про воду. Какие бывают
растения. Какие бывают животные. Невидимые
нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие
и домашние животные. Комнатные растения.
Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Красная книга. Будь природе другом. Проект
«Красная книга, или Возьмем под защиту».
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Природа»
Жизнь города и села

10

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как
построить дом. Какой бывает транспорт. Культура
и образование. Все профессии важны. Проект
«Профессии». В гости к зиме (экскурсия). В гости
к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои
28

4

достижения по разделу «Жизнь города и села».
Здоровье и безопасность

9

5

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние
опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение

7

6

Наша дружная семья. Проект «Родословная». В
школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы
– зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим
свои достижения по разделу «Общение».
Путешествия

18

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности. Водные богатства. В
гости к весне (экскурсия). В гости к весне (урок).
Россия на карте. Проект «Города России».
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Город на Неве. Путешествие по планете.
Путешествие по материкам. Страны мира. Проект
«Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и
оценим
свои
достижения
по
разделу
«Путешествия».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2

(3 КЛАСС)

Тема
Природа вокруг нас
Неживая и живая природа. Примеры явлений
природы: смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат,
ветер, дождь, гроза. Ориентирование на местности.
Компас. Наблюдение за погодой своего края.
Правила поведения в природе. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей
местности). Тела и вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река,
озеро, пруд); использование человеком. Водоемы
родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений).
29

Итого: 68 ч
Количество
часов
8

15

3

4

5

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение
воздуха для растений, животных, человека. Вода.
Свойства
воды.
Состояния
воды,
ее
распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые,
их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Почва,
ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
О царствах живой природы
Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Грибы:
съедобные и ядовитые. Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,
птицы, звери, их отличия. Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и
домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек
Общее представление о строении тела человека.
Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
органы
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Человек в обществе
Наша Родина – Россия. Государственная символика
России:
Государственный
герб
России,
Государственный флаг России, Государственный
гимн России. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка. День
Конституции. Москва – столица России. Кремль.
Города России. Россия – многонациональная
страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Счет
лет в истории.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
30

17

10

18

4 КЛАСС

1

2

3
4

5

№
п/п

Тема
Наш край
Погода, ее составляющие (температура воздуха,
облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой
своего края. Формы земной поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги. Географическая карта и план.
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние
человека на природные сообщества. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Почва, ее состав, значение для живой природы и
для хозяйственной жизни человека. Лес, луг,
водоем – единство живой и неживой природы.
Наша Родина на планете Земля
Земля – планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времен года. Природные зоны
России: общее представление, основные
природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых
зон).Охрана природы. Географическая карта.
Наши верные помощники
Важные сведения из истории родного края.
История на карте. Исторические источники.
Древняя Русь. Московское царство. Российская
империя.
История Отечества. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Личная
ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Российское государство. Современная Россия.
Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно31

Количество
часов
22

12

1
20

13

нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Города России. Главный город родного
края:
достопримечательности,
история
и
характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема

Кол-во
час
Введение
13
Задавайте вопросы!
1
Что и кто?
20
Что такое Родина?
1
Что мы знаем о народах России?
1
Что мы знаем о Москве?
1
Проект «Моя малая Родина»
1
Что у нас над головой?
1
Что у нас под ногами?
1
Что общего у разных растений?
1
Что растёт на подоконнике?
1
Что растёт на клумбе?
1
Что это за листья?
1
Что такое хвоинки?
1
Кто такие насекомые?
1
Кто такие рыбы?
1
Кто такие птицы?
1
Кто такие звери?
1
Что окружает нас дома?
1
Что умеет компьютер?
1
Что вокруг нас может быть опасным?
1
На что похожа наша планета?
1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что
1
и кто?»
Как, откуда и куда?
12
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
1
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
32

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как,
откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Где и когда?
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где
и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

безопасности?
63
64
65
66

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила
безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние
питомцы»

1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6-7
8-9
10
11
12
13-14
15
16

17-18
19-20
21-22
23
24
25
26
27-28
29
30

Тема
Как люди познают мир
О науке. Что такое наука.
О науке. Науки бывают разные.
О науке. Человек-изобретатель. Ученые России.
Экскурсия в лес. Инструктаж по ТБ.
Экскурсия в парк. Инструктаж по ТБ.
Как ученые изучают мир. Наблюдения и опыты.
Умей видеть.
Приборы и инструменты.
Измерение температуры .
Измерение времени.
Справочники, словари, энциклопедии
Об искусстве.
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в
природе и труде людей
Тест по теме «Как люди познают мир»
Мы живем на планете Земля
Что такое космос. Звездное небо.
Солнечная система.
Голубая планета Земля. Как устроена Земля
Спутник Земли – Луна
Исследование космоса
Что такое глобус
Почему день сменяет ночь
Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники
Исследование глубин морей и океанов
Контрольная работа №1 по теме «Мы живем на планете
34

Колво час
16
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
14
2
2
2
1
1
1
1
2
1
1

3132
33-34
35
36
37
38
39
40
41
42
43-44
45-46
47-48
49-50
51
52
53
54-55
56
57-58
59-60
61-62
63-64
65
66
67
68

Земля»
Природа вокруг нас.
Тела и вещества

23
2

Об энергии. От костра до котла.
Свет.
Зеркала.
Свет и цвет. О цвете.
В мире звука. О звуке.
В мире звука. Шум вредит здоровью.
В мире камня. Коллекция камней.
В мире камня. Камни -самоцветы.
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в
природе и труде людей.
В мире живой природы. На опушке.
В березовой роще.
В ельнике
У лесного озера.
В сосновом лесу.
Берегите лес!
Весна.
Тест по теме «Природа вокруг нас.
Люди вокруг нас.
Человек в обществе
Труд в жизни человека.
Семья.
Бюджет семьи. Деньги
Будем вежливы.
О друзьях-товарищах.
Контрольная работа №2 по теме «Люди вокруг нас»
Обобщение наблюдений за весенними изменениями в
природе и труде людей
Лето .
Природа и человек.
Тематическое планирование
3 класс

№ п/п

Тема урока

2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
15
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1

Колво
часов

1

Природа вокруг нас
Что нас окружает.

8
1
35

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

1

Экскурсия по теме «Знакомство с разнообразием неживой
и живой природы в окрестностях школы».
Экскурсия по теме «Изучение влияния деятельности
человека на природу».
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по компасу и местным признакам.
Экскурсия по теме «Ориентирование на местности».
Явления природы.
Свойства тел и веществ.
Вода, воздух, горные породы и почва

1
1
1
1
1
15

Свойства воды в жидком состоянии.
Вода-растворитель.
Свойства льда, снега и пара.
Родники.
Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище).
Облака, роса, туман, иней, изморозь.
Круговорот воды в природе.
Использование и охрана воды.
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.
Свойства воздуха. Ветер.
Охрана воздуха.
Горные породы.
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва.
О царствах живой природы
Четыре царства живой природы..
Строение растений.
Разнообразие растений.
Дикорастущие и культурные растения.
Жизнь растений.
Размножение и развитие растений.
Развитие растения из семени.
Охрана растений.
Строение животных.
Разнообразие животных.
Домашние и дикие животные.
Как животные воспринимают мир.
Передвижение и дыхание животных.
Питание животных.
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36

1

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Грибы и бактерии. Тест по теме «Четыре царства живой
природы.
Человек
Человек — часть живой природы.
Кожа — первая «одежда».
Скелет.
Мышцы.
Кровеносная система.
Дыхание.
Питание и выделение.
Органы чувств.
Нервная система.
Эмоции и темперамент. Тест по теме «Человек-часть живой
природы».
Человек в обществе
Народы нашей страны.
Традиции народов нашей страны.
Путешествие по ленте времени.
Города и сёла.
Названия городов.
Кремль — центр города.
Улицы города.
Герб — символ города
Памятные места городов.
Экскурсия «Улицы и памятные места родного города
(села)».
Современный город.
Москва — столица России.
Что такое государство.
Конституция — основной закон нашей страны.
Права ребёнка.
Символы государства. Государственный герб России.
Государственный флаг России. Государственный гимн
России.
Государственные награды.
Итоговая контрольная работа по теме « Человек и природа».

1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
4 класс
№п/п

Тема урока
37

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Наш край
Погода
Что такое погода
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.
Предсказание погоды.
Наша местность на плане и карте
Изображение пути
План местности.
Географическая карта.
Поверхность местности, недра и почва
Равнины
Горы
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши
Как деятельность человека изменяет поверхность суши
Богатства недр.
Разнообразие почв Тест «Полезные ископаемые»
Природные и искусственные сообщества
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на
лугу.
Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.
Какие растения растут в лесу. Экскурсия в смешанный
лес.
Животные – обитатели леса. Лес в жизни человека.
Река, озеро, пруд.
Искусственные сообщества. Поле.
Животные – обитатели полей.
Сад.
Контрольная работа по теме «Наш край». Проект
«Природа своего края»
Наша Родина на планете Земля
О планете Земля
Форма Земли.
Карта полушарий.
Движение Земли.
Разнообразие условий жизни на Земле
В пустыне Африки.
Экваториальные леса Южной Америки.
Антарктида.
Австралия. Евразия. Тест «Разнообразие условий жизни
на Земле»
Природа нашей Родины
Карта России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь.
38

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Тундра
Зона лесов.
Степи.
Экологические
проблемы
России.
Международное
сотрудничество по охране природы.
Контрольная работа по теме «Наша Родина на планете
Земля» Проект «Сохраним чистоту рек и озёр нашей
Родины»
Наши верные помощники
История н карте. Исторические источники.
Древняя Русь
Древнерусское государство
Первые русские князья.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Культура Древней Руси.
Монгольское завоевание
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.
Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Московское государство
Первый русский царь. Преобразования в государстве.
Как жили люди на Руси в ХIV- ХVI веках
Россия в ХVII веке
Смутное время. Минин и Пожарский.
Русское государство при первых Романовых.
Расширение границ России в ХVII веке.
Контрольная работа по теме «Древняя Русь» Проект
«Культурное наследие Древней Руси»
Российская империя
Эпоха преобразований
Пётр 1. Реформы в Российском государстве.
Век Екатерины
Изменения в Российском государстве. Императрица
Екатерина II
Образование и наука в ХVIII веке.
ХIХ век: победы и открытия
Война 1812 года.
Отмена крепостного права.
Наука и техника в ХIХ веке.
Город и горожане. Мода ХIХ века.
Культура ХIХ века.
Контрольная работа по теме «Российская империя»
Проект «Город и горожане ХIХ века»
Российское государство
Россия в начале ХХ века
39

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Революции в России.
Россия в годы советской власти.
Великая Отечественная война.
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения
ХХ века.
Современная Россия
По северным городам России.
По городам центральной России
Города Урала и Сибири.
Дальний Восток. Южные города России.
Россия в мировом сообществе. Тест по теме «Российское
государство».
Итоговая контрольная работа по теме « Наша Родина. Наш
край».
Жизнь современного человека.

40

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».