Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50,
e-mail:schola9@yandex.ru
Приложение к адаптированной общеобразовательной программе
для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми
и многочисленными нарушениями развития НОО, ООО
утверждено приказом МБОУ «СОШ № 9»
от 22.07.2025г. № 183
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общего образования обучающихся
с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными
нарушениями развития
(вариант 2)
на 2025-2026 учебный год
Учебный план общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «СОШ № 9» на 2025-2026
учебный год (далее – Учебный план).
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО);
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1026 (далее – ФАООП УО);
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
(далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21);
Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799);
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699;
Устава МБОУ «СОШ № 9».
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
формы промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Учебный план включает этапы обучения:
1 этап – 1 - 4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с
умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению,
обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного первого класса;
2 этап – 5-9 классы;
3 этап – 10-12 классы.
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется Школой самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
В 2025-2026 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
составляет 9 лет.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) вариант 2
может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная
программа развития (СИПР), разрабатывается на основе АООП (вариант 2), включает
индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не
может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП (вариант 2).
Учебный план МБОУ «СОШ № 9», реализующей вариант 2 АООП, включает две
части:
I – обязательная часть, включает:
предметные образовательные области, представленные учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом, учителемлогопедом, учителем или учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
внеурочные занятия.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Окружающий мир,
Искусство,
Физическая культура,
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей:
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими
речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие). Овладение
умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных
ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к
осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область «Окружающий мир».
Учебный предмет: Окружающий природный мир.
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о
животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Учебный предмет: Человек.
Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. Умение
решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение
поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Учебный предмет: Домоводство.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в
процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Учебный предмет: Окружающий социальный мир.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме,
школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил
безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление
положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование
представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область «Искусство».
Учебный предмет: Музыка и движение.
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального
искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное
и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в
совместных музыкальных мероприятиях.
Учебный предмет: Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам
изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров
(красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной
жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие
способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление
опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Адаптивная физическая культура.
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных
навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов
физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные
и подвижные игры, туризм и других.
Предметная область «Технологии».
Учебный предмет: Профильный труд.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.
Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта
и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область» которая представлена коррекционными занятиями и
коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия»,
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Основные задачи реализации содержания:
Коррекционный курс "Сенсорное развитие".
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика
формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс "Предметно-практические действия".
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых
действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками
предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс "Двигательное развитие".
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение
переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая
передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой
моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного
опыта.
Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация".
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста,
предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек
с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление
коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в
других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия".
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений
деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое. Коррекция
речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении
отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого
потенциала.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение
учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Содержание данной области может быть дополнено на основании рекомендаций ПМПК,
ИПР и отражено в индивидуальных учебных планах.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю в 1-9
классах. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеклассное время по расписанию.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в Школе. На курсы внеурочной деятельности отводится по 4
часа в 1-9 классах.
Перечень курсов внеурочной деятельности направлен на социально-эмоциональное,
спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное
развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового
воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными
людьми.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в
СИПР обучающихся по 2 варианту АООП.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении требований к
максимальным величинам образовательной нагрузки согласно действующему ФГОС).
Сроки освоения АООП ОО обучающимися по 2 варианту составляют 9 лет, могут
быть увеличены до 13 лет.
Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 13
лет не более 14636 часов.
Учебный план в 2024-2025 учебном году реализуется в 1- 9 коррекционных классах
(классах-комплектах) и индивидуально на дому.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю во 2-9 классах.
Недельный учебный план для учащихся 1-4 классов
в условиях введения ФГОС для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образовательные области
Классы
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
I (доп)
Всего
I
II
III
Обязательная часть
3
3
3
2
2
13
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
10
2
5
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
10
15
2
2
2
2
2
10
-
-
-
-
-
-
Обязательная нагрузка
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Логопедические занятия
развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Ритмика
Максимально допустимая годовая
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия и
ритмика):
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
17
4
17
4
17
6
17
6
17
6
85
26
2
2
2
2
3
2
3
2
3
2
15
10
21
21
1
23
1
23
1
23
3
111
6
6
6
6
6
30
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
10
5
3. Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
20
Всего к финансированию
31
31
33
33
33
161
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Окружающий
мир
4. Искусство
5. Адаптивная
физическая
культура
6. Технология
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд
IV
Недельный учебный план для учащихся 5-9 классов
в условиях введения ФГОС для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образовательные области
Классы
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
Всего
VIII IX
Обязательная часть
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
3
2
1
5
2
1
5
2
1
5
3
5
3
5
23
12
3
3
2
3
2
3
2
-
2
-
11
9
3
2
2
2
2
11
-
2
2
4
5
13
Обязательная нагрузка
23
24
24
24
24
119
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Основы безопасности
жизнедеятельности
Компьютерная азбука
Максимально допустимая годовая
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия и ритмика):
1. Сенсорное развитие
6
6
6
6
6
30
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
10
10
5
1
29
1
30
1
30
1
30
1
30
5
149
4
4
4
4
4
20
1
1
1
1
1
5
2. Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
Внеурочная деятельность
6
6
6
6
6
30
Всего к финансированию
39
40
40
40
40
199
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Окружающий
мир
4. Искусство
5. Адаптивная
физическая
культура
6. Технология
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд