Пояснительная записка
Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне среднего
общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации
ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий
для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования рыночной экономики и информационное общество
впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности
школьника, а стратегической задачей образовательной политики стимулирование его активности.
Во ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и
воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и
пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в
границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для создания
системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- разработано Положение о внеурочной деятельности;
- составлен перечень программ внеурочной деятельности;
- осуществлён подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
- разработано Положение о рабочих программах;
- разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности в
основном соответствует требованиям ФГОС;
- происходит постоянное информирование родителей о системе
внеурочной деятельности;
- составлено расписание внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 9» обеспечивает
введение в действии и реализацию требований ФГОС и определяет объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности на уровне среднего
общего образования.
При разработке плана использовались следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от
31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего
образования");
- СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–
2960;
- ФОП СОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы
(личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности является частью организационного
раздела ООП СОО и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп
обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору
обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего
образования).
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная
образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организация образовательной деятельности при получении
среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной
деятельности создаются условия для получения образования всеми
обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два
года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более
700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и
другие).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение
года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке
коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и
воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно
больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о
важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий
связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся
еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение
учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося
еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность,
может изменяться. В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11
классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной
составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у
обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций,
как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного
поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским
законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством
личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение
знаний о социальных ролях человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ выстраивается:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе,
- общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного
ученического
самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях,
созданных в образовательной организации и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и
школьным
традициям,
участие
обучающихся
в
деятельности
производственных,
творческих
объединений,
благотворительных
организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения;
- через благоустройство школы, класса, сельского поселения, города, в
ходе партнерства с общественными организациями и объединениями;
- через отношение обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной
жизни);
- через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой
природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся
научного
мировоззрения);
- через трудовые и социально-экономические отношения (включает
подготовку личности к трудовой деятельности).
В МБОУ «СОШ № 9» реализуются следующие направления внеурочной
деятельности:
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
- Инвариантный компонент.
- Вариативный компонент по профилям обучения
План внеурочной деятельности СОО (10-11 класс)
Направление
Программа
Кол-во часов
10
11
Итого
Информационно«Разговоры о важном»
просветительские
занятия патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности
1
1
2
Инвариантный
компонент.
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
Россия – мои горизонты
Функциональная
грамотность:
учимся
для жизни
Вариативный
Занимательная физика
компонент по профилям Занимательная
обучения
информатика
Занимательная
математика
Трудные
вопросы
математики
Человек в современном
обществе
Разговорный
английский
Методы решения задач
повышенной сложности
по химии
Трудные
случаи
русского языка
Итого в неделю
Итого за год
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
9
306
20
680
11
374