Пояснительная записка
Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации
ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий
для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования рыночной экономики и информационное общество
впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности
школьника, а стратегической задачей образовательной политики стимулирование его активности.
Во ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и
воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и
пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в
границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для создания
системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- разработано Положение о внеурочной деятельности;
- составлен перечень программ внеурочной деятельности;
- осуществлён подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
- разработано Положение о рабочих программах;
- разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности в
основном соответствует требованиям ФГОС;
- происходит постоянное информирование родителей о системе
внеурочной деятельности;
- составлено расписание внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 9» обеспечивает
введение в действии и реализацию требований ФГОС и определяет объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования.
При разработке плана использовались следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от
31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего
образования");
- СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–
2960;
- ФОП ООО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание
целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные
кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных
практик (в том числе, волонтёрство), включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам,
культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых
и юношеских общественных объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное
обеспечение
учебной
деятельности
(организационные
собрания,
взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации
образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию
педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение
благополучия
обучающихся
в
пространстве
общеобразовательной
организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных
межличностных
отношений
в
учебных
группах,
профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты
обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется
все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе
наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного
кинематографа может использоваться как в качестве дидактического
материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть
основой для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной
этому виду отечественного искусства.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов,
выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более
350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества
часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и другие). При этом
расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
могут отличаться:
- на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от
2 до 4 часов;
- на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности – от 1 до 2 часов;
- на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов;
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные
мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при
этом при подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе или
общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20
часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной
деятельности);
- на организационное обеспечение учебной деятельности,
осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и
обеспечение их благополучия еженедельно – от 2 до 3 часов.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
В МБОУ «СОШ № 9» реализуются следующие направления
внеурочной деятельности:
5-9 классы
1. Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
2. По учебным предметам ООП.
3. По формированию функциональной грамотности.
4. По развитию личности, ее способностей.
5. По реализации воспитательных мероприятий (сюда включены занятия
по профориентации учащихся).
6. По организации деятельности ученических сообществ.
7. По организации педагогической поддержки учеников.
8. По обеспечению благополучия и безопасности детей.
Планируемые результаты:
развитие
индивидуальности
каждого
ребёнка
в
процессе
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и
повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; воспитание уважительного отношения к своему поселку, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности, патриотизма, правовой
культуры;
приобретение социального опыта.
План внеурочной деятельности ООО (5-9 классы)
Направление
Внеурочная
деятельность по
учебным предметам
образовательной
программы
Внеурочная
деятельность по
формированию
функциональной
грамотности
Программа
Математические
методы в химии
Занимательный
английский
Страноведение:
достопримечател
ьности Англии
Учебные сборы
Подготовка
к
ОГЭ. Математика
базовый уровень
Подготовка
к
ОГЭ. Разбор 2
части
Секреты
кулинарии
Занимательная
зоология
и
ботаника
Культура
здоровья
человека
Мир технологии
Человек
в
современном
обществе
Практическая
география
Смысловое
чтение
Информатика для
всех
Физика
Трудные случаи
русского языка
Коррекционноразвивающие
занятия
Трудные вопросы
математики
Функциональная
грамотность:
учимся для жизни
Математика для
каждого
Избранные
Классы/часы
5
6
7
5-6
К
8
9
7-9
К
2
2
2
1
2
1
1
3
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
5
1
1
2
1
1
1
1
1
5
5
2
3
Итого
часов
4
4
1
1
3
3
2
1
19
1
1
1
Внеурочная
деятельность по
развитию личности,
ее способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся
Внеурочная
деятельность,
направленную на
реализацию
комплекса
воспитательных
мероприятий
Внеурочная
деятельность по
организации
деятельности
ученических
сообществ и
объединений
Итого в неделю
Итого за год
вопросы
математики
Занимательный
английский
Занимательный
русский язык
Решение
текстовых задач
Формирование
математической
грамотности
В
мире
профессий
Волейбол
Основы
журналисткой
деятельности
Россия – мои
горизонты
Проектная
мастерская
Проектная
деятельность
Уроки
нравственности
Радуга творчества
Живая классика
Хореографическа
я деятельность
Театральная
студия
Разговоры
о
важном
Билет в будущее
Патриотическое
воспитание
1
1
1
1
2
2
1
1
3
1
1
4
1
1
1
1
2
1
4
4
3
3
6
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
3
4
1
4
1
1
5
ЮНАРМИЯ
ДЮП
ЮИДД
Волонтерское
движение
1
3
3
1
1
2
2
24
816
33
5
1122 170
19
612
1
19
2
5
1
23
782
15
33
1122
2
2
1
2
3
140
1024 4760