Пояснительная записка
Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации
ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий
для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования рыночной экономики и информационное общество
впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности
школьника, а стратегической задачей образовательной политики стимулирование его активности.
Во ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и
воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и
пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в
границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для создания
системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- разработано Положение о внеурочной деятельности;
- составлен перечень программ внеурочной деятельности;
- осуществлён подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
- разработано Положение о рабочих программах;
- разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности в
основном соответствует требованиям ФГОС;
- происходит постоянное информирование родителей о системе
внеурочной деятельности;
- составлено расписание внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 9» обеспечивает
введение в действии и реализацию требований ФГОС и определяет объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования.
При разработке плана использовались следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от
31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего образования");
- СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–
2960;
- ФОП НОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
Назначение плана внеурочной деятельности – психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их
обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных
способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется образовательной организацией с учетом предоставления права
участникам образовательных отношений выбора направления и содержания
учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
-поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
-совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
-формирование навыков организации своей жизнедеятельности с
учетом правил безопасного образа жизни;
-повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
-развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять
инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
-поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
-формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках,
что
подчеркивает
их
практико-ориентированные
характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
-особенности
образовательной
организации
(условия
функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
-результаты диагностики успеваемости и уровня развития
обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
-возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
-особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где
находится образовательная организация.
Возможные
направления
внеурочной
деятельности
и
их
содержательное наполнение и являются для образовательной организации
общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе
направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности,
интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной
деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные
участники образовательных отношений.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию
функциональной грамотности школьников: читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их
предпринимательского мышления.
1 час в неделю отводится на занятия по профориентации.
В соответствии с ФОП НОО (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»)
предлагаются следующие направления внеурочной деятельности:
Направления и цели внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
Проектно-исследовательская
деятельность
организуется
как
углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как система разнообразных творческих мастерских по развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся
о разнообразных современных информационных средствах и навыки
выполнения разных видов работ на компьютере.
Интеллектуальные марафоны
организуются через систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне
ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает
обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных
предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие:
- учебные курсы и факультативы;
- художественные, музыкальные и спортивные студии;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции,
экскурсии, мини-исследования;
- общественно полезные практики и другие.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в
помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности
(спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в
образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную
и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне
начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
В МБОУ «СОШ № 9» реализуются следующие направления
внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность.
2.
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности.
3. Информационная культура (в данное направление отнесены занятия
внеурочной деятельности по профориентации).
4. Коммуникативная деятельность.
5. Учение с увлечением.
6. Художественно-эстетическая творческая деятельность.
План внеурочной деятельности НОО (1-4 классы)
Направление
Программа
1
Спортивнооздоровительная
деятельность
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности
Информационная
культура
Проектноисследовательская
деятельность
Учение
с
увлечением
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Итого в неделю
Итого за год
Волшебный
шашек
мир
«Разговоры
важном»
Уроки
нравственности
о 3
Классы/часы
2
3
4
1-4
К
1
1
3
1
13
1
1
3
3
Итого
часов
Путешествие
в 3
мир профессий
Орлята России
3
Орлята-Эколята
3
3
3
3
2
1
3
1
13
1
Функциональная
грамотность:
учимся для жизни
Умники и умницы
Чтение. Работа с
текстом
Читаем вместе
Раскрываем
секреты текста
Математическая
шкатулка
Волшебная
кисточка
Кукольный театр
Театральная
студия
Словесное
творчество
Хореографическая
деятельность
Радуга творчества
3
3
3
1
13
1
2
3
12
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15 15 15 15 6
510 510 510 510 204
1
1
66
2244