Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и многочисленными нарушениями развития НОО, ООО утверждено приказом МБОУ «СОШ № 9» от 03.07.2024г. № 204 УЧЕБНЫЙ ПЛАН общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Учебный план общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «СОШ № 9» на 2024-2025 учебный год (далее – Учебный план). Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО); Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 (далее – ФАООП УО); Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20); Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21); Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799); Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Устава МБОУ «СОШ № 9». Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Учебный план включает этапы обучения: 1 этап – 1 - 4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного первого класса; 2 этап – 5-9 классы; 3 этап – 10-12 классы. Выбор вариантов сроков обучения осуществляется Школой самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). В 2024-2025 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) составляет 9 лет. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) вариант 2 может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатывается на основе АООП (вариант 2), включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП (вариант 2). Учебный план МБОУ «СОШ № 9», реализующей вариант 2 АООП, включает две части: I – обязательная часть, включает: предметные образовательные области, представленные учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогомпсихологом, учителем-логопедом, учителем или учителемдефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные занятия. Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Окружающий мир, Искусство, Физическая культура, Технологии. Основные задачи реализации содержания предметных областей: Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Речь и альтернативная коммуникация. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне. Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математические представления. Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Предметная область «Окружающий мир». Учебный предмет: Окружающий природный мир. Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Учебный предмет: Человек. Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Учебный предмет: Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Учебный предмет: Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия). Предметная область «Искусство». Учебный предмет: Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Учебный предмет: Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности. Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других. Предметная область «Технологии». Учебный предмет: Профильный труд. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область» которая представлена коррекционными занятиями и коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация». Основные задачи реализации содержания: Коррекционный курс "Сенсорное развитие". Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Коррекционный курс "Предметно-практические действия". Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Коррекционный курс "Двигательное развитие". Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта. Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация". Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия". Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Содержание данной области может быть дополнено на основании рекомендаций ПМПК, ИПР и отражено в индивидуальных учебных планах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю в 1-9 классах. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время по расписанию. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в Школе. На курсы внеурочной деятельности отводится по 4 часа в 1-9 классах. Перечень курсов внеурочной деятельности направлен на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР обучающихся по 2 варианту АООП. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется расписанием занятий. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении требований к максимальным величинам образовательной нагрузки согласно действующему ФГОС). Сроки освоения АООП ОО обучающимися по 2 варианту составляют 9 лет, могут быть увеличены до 13 лет. Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 13 лет не более 14636 часов. Учебный план в 2024-2025 учебном году реализуется в 1- 9 коррекционных классах (классах-комплектах) и индивидуально на дому. Формы промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю во 2-9 классах. Недельный учебный план для учащихся 1-4 классов в условиях введения ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Образовательные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технология Классы Учебные предметы Количество часов в неделю I (доп) I Обязательная часть Речь и 3 3 альтернативная коммуникация Математические 2 2 представления Окружающий 2 2 природный мир Человек 2 2 Домоводство Окружающий 1 1 социальный мир Музыка и движение 2 2 Изобразительная 3 3 деятельность Адаптивная 2 2 физкультура Профильный труд - Всего II III IV 3 2 2 13 2 2 2 10 2 2 2 10 2 1 2 1 1 2 1 1 10 2 5 2 3 2 3 2 3 10 15 2 2 2 10 - - - - Обязательная нагрузка Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Логопедические занятия развитие психомоторики и сенсорных процессов Ритмика Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 17 4 17 4 17 6 17 6 17 6 85 26 2 2 2 2 3 2 3 2 3 2 15 10 21 21 1 23 1 23 1 23 3 111 6 6 6 6 6 30 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 10 5 3. Двигательное развитие 1 1 1 1 1 5 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 20 Всего к финансированию 31 31 33 33 33 161 Недельный учебный план для учащихся 5-9 классов в условиях введения ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Образовательные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю V VI VII Всего VIII IX Обязательная часть 3 3 3 3 3 15 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 3 2 1 5 2 1 5 2 1 5 3 5 3 5 23 12 3 3 2 3 2 3 2 - 2 - 11 9 3 2 2 2 2 11 - 2 2 4 5 13 Обязательная нагрузка 23 24 24 24 24 119 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Основы безопасности жизнедеятельности Компьютерная азбука Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 1. Сенсорное развитие 6 6 6 6 6 30 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 10 10 5 1 29 1 30 1 30 1 30 1 30 5 149 4 4 4 4 4 20 1 1 1 1 1 5 2. Предметно-практические действия 1 1 1 1 1 5 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 Внеурочная деятельность 6 6 6 6 6 30 Всего к финансированию 39 40 40 40 40 199 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технология Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд