Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7) ООО утверждено приказом МБОУ «СОШ № 9» от 03.07.2024г. №_204 УЧЕБНЫЙ ПЛАН общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) на 2024-2025 учебный год Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - Учебный план ООО ЗПР) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся при получении основного общего образования. Учебный план ООО ЗПР обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Учебный план ООО ЗПР формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изменениями и дополнениями); федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 (с изменениями); федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025; санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20); санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21); приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; устава МБОУ «СОШ № 9». Учебный план ООО ЗПР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть. Обязательная часть Учебного плана ООО включает учебные предметы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В обязательной части Учебного плана ООО ЗПР предусматривается обязательное изучение следующих предметных областей: Предметные области Учебные предметы Русский язык и литература Русский язык, Литература Родной язык и родная литература Родной язык (русский), Родная литература (русская)* Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Иностранный язык (английский) Математика, Информатика История, Обществознание, География Физика, Химия, Биология Основы духовно-нравственной культуры народов России Изобразительное искусство, Музыка Труд (технология) Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины * Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В обязательной части Учебного плана ООО ЗПР предусматривается обязательное изучение следующих предметных областей: «Русский язык и литература». Представлена учебными предметами: русский язык и литература. Изучение русского языка в 5 классе - 5 часов в неделю, в 6 классе 6 часов в неделю, в 7 классе - 4 часа в неделю, в 8 и 9 классе – по 3 часа в неделю; изучение литературы с 5 по 6 класс- 3 часа в неделю,7- 8 классы 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Предметная область «Родной язык и родная литература» изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Школы и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами: Иностранный язык (английский) и Второй иностранный язык (немецкий). Учебный предмет «Иностранный язык» изучается в объеме 3 часа в неделю с 5 по 9 класс. «Второй иностранный язык (немецкий)» включаются в учебный план при наличии заявлений родителей (законных представителей). Предметная область «Математика и информатика». Учебный предмет "Математика" предметной области "Математика и информатика" включает в себя учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика". Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования по учебному предмету "Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика". Данная предметная область представлена в учебном плане: математика, которая изучается 5 часов в неделю в 5-6 классах. В 7-9 классах введены учебные курсы: алгебра по 3 часа в неделю; геометрия по 2 часа в неделю; вероятность и статистика по 1 часу в неделю; информатика по 1 часу в неделю. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательна для изучения в соответствии с ФГОС ООО и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, представлена учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023-2024 учебного года. В 2023-2024 учебном году введен в 5,6 классах. В предметную область «Общественно-научные предметы» входят учебные предметы: «История» (включает учебные курсы История России и Всеобщая история), 2 часа в неделю с 5 по 9 класс, кроме того в 9 классе введен модуль «Введение в новейшую историю России» (14 часов); «География» (1 час в неделю в 56 классах и по 2 часа в неделю в 7-9 классах), «Обществознание» в 6-9 классах по 1 часу в неделю. Изучение предметной области «Естественно – научные предметы представлено учебными предметами: «Биология» (5 - 7 классы по 1 часу в неделю; 8-9 классы по 2 часа в неделю); «Физика» (7-8 классы по 2 часа в неделю, 9 класс – 3 часа); «Химия» (8-9 классы по 2 часа в неделю). Данные учебные предметы изучаются на базовом уровне. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами музыкой и изобразительным искусством по 1 часу в неделю с 5 по 7 класс. На учебный предмет «Труд (технология)» отведено по 2 часа в неделю в 5-6 классах и по 1 часу в неделю в 7-8 классе. В рамках предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет: «Физическая культура» ("Адаптивная физическая культура") из расчета 2 часа в неделю в 5-9 классах. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, Школа по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная физическая культура". В 2023-2024 учебном году реализуется учебный предмет «Физическая культура». Увеличение двигательной активности достигается за счет введения курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности программ дополнительного образования. В рамках предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» изучается учебный предмет: «Основы безопасности и защиты Родины» вводится в 8-9 классе - 1 час в неделю. Учебный предмет «ОБЗР» вводится с целью изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании. Учебный план предусматривает введение учебных курсов с учетом результатов изучения интересов и потребностей обучающихся и их родителей. В часть, формируемую участниками образовательных отношений входит коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы. Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания специальных образовательных условий, определяемых на психологопедагогическом консилиуме Школы (ППк) применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. По решению ППк Школа вправе дополнять коррекционно-развивающую область курсами и коррекционно- развивающими занятиями, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. Возможным является вариативность в выборе формы проведения занятий (индивидуальная или групповая) и/или их чередование, а также их количественное соотношение. На заседаниях ППк индивидуализируются содержание коррекционно-развивающего курса специалистов и психологопедагогического сопровождения, коррекционные подходы в работе с обучающимся, объем коррекционно-развивающей помощи. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план, предусматривающий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. На коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей (на основании заключения ПМПК). В коррекционно-развивающую область включены коррекционные учебные курсы: логопедические занятия, психокоррекционные занятия. В коррекционно-развивающую область включена и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. В рамках программы внеурочной деятельности включены курсы, содержание которых направлено на расширение надпредметного и метапредметного содержания учебного материала, развитие познавательных интересов обучающихся (см. план внеурочной деятельности ООО), по 5 часов внеурочной деятельности на каждого обучающегося. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся с ЗПР и возможностей Школы. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО ЗПР определяется расписанием занятий. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Режим работы в 5-9 классах - 5-дневная учебная неделя. При этом, предельно допустимая аудиторная работа обучающихся за 5 учебных лет составляет 5304 (не менее 5058 и не более 5848), что соответствует ФГОС ООО, учебная недельная нагрузка по классам соответствует СП 2.4.3648-20 и СанПин. Учебный год начинается 2 сентября и его продолжительность в 5-9 классах составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность урока в 5-9 классах составляет 40 минут. Как обязательная часть учебного плана, так и часть, формируемая участниками образовательного процесса, может быть организована в различных формах: в форме урока, в форме учебного исследования, учебного проекта, практикума, экскурсии, учебной практики и т.п. Реализация Учебного плана ООО ЗПР полностью удовлетворяет образовательные потребности обучающихся и обеспечивает выполнение ФГОС ООО и ФАООП. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ с ЗПР (вариант 7) 5-9 классы Всего учебные предметы Количество часов в неделю Предметные часов на области классы 5 6 7 8 9 уровень Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Иностранные Иностранный язык языки (английский) Математика Алгебра Математика и Геометрия информатика Вероятность и статистика Информатика Общественно- История научные Обществознание предметы География Физика Естественнона Химия учн ые Биология предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Труд (Технология) Физическая культура Физическая (Адаптивная культура физическая культура) Основы Основы безопасности и безопасности и защиты Родины защиты Родины Искусство Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы безопасности жизнедеятельности Занимательная математика Решение текстовых задач по математике 5 3 6 3 4 2 3 2 3 3 21 13 3 3 3 3 3 15 5 5 3 2 3 2 3 2 10 9 6 1 1 1 3 2 1 2 1 2 1 2,5 3 10,5 1 1 1 1 4 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 3 2 2 8 7 4 7 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 2 1 1 8 2 2 2 2 2 10 1 1 2 2 2 27 29 30 30 32,5 148,5 2 1 2 3 0,5 8,5 1 1 1 3 1 1 2,5 1 1 0,5 Практикум по химии Практикум по информатике Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами (при 5-дневной неделе) Учебные недели Всего часов за год Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия 1 1 1 1 29 30 32 33 33 157 34 986 10 34 1020 10 34 1088 10 34 1122 10 34 1122 10 170 5338 50 5 5 5 5 5 25 3 3 3 3 3 2 5 2 5 2 5 2 5 2 5 15 10 Направления внеурочной деятельности 39 40 42 43 43 Всего часов в неделю Всего часов за год 1326 1360 1428 1462 1462 * Используются часы из части, формируемой участниками образовательных отношений. 25 207 7038 Формы промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка (в 5-9 классах) выставляется на основе триместровых отметок с учетом отметки, полученной за годовую контрольную работу.