Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» 1-4 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург
Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21,
тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ № 9»
(соответствии с ФАОП, в редакции от 30.08.2023 г. приказ № 130)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мир природы и человека» 1-4 класс
1 вариант

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на
основе АООП МБОУ "СОШ № 9" обучения для обучающихся с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Цель программы – реализация современного взгляда на обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
– полисе сорности восприятия объектов;
практического
взаимодействия
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности
в натуральном виде в естественных условиях;
–
накопления представлений об объектах и явлениях
окружающей среды через взаимодействие с различными носителями
информации;
– закрепления представлений в различных формах и видах
деятельности;
–

–

постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых

тем.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные задачи:
 уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой
природе, дает новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий
расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать
их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
 формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего
края;
 конкретизирует

понятийный аппарат, развивает аналитикосинтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого
материала;

 вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать

несложные причинно-следственные связи;
 формирует

первоначальные сведения о природоохранной
деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных природных и климатических условиях.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших
школьников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Программа
реализует
современный
взгляд
на обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
— полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания,
по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
—

накопления представлений об объектах и явлениях
окружающего мира через взаимодействие с различными носителями
информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в
совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
— закрепления представлений, постоянное обращение к уже
изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия
с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной
деятельности;
—

постепенного усложнения содержания предмета: расширение
характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний
о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения» ,
—

«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на
основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир
природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому
принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования
на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять
полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
С одной стороны, содержание рабочей программы курса «Мир
природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях
окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять
сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие
связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить
основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как
«Природоведение»,
«Естествознание»
и
«География»,
создать
преемственную систему знаний.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у
обучающихся базовых представлений о природе. В течение этого времени
учитель решает следующие задачи:

формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы;
формирование представлений у обучающихся о Солнце как
источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы,
смене времен года.
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства
обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции,
различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности
усвоения учебного содержания требует организации большого количества
наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их
основе описаний объектов природы или природных явлений, а также
разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под
руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо
реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая
практика, математика, искусство, технология, а также найти им
применение в программе внеурочной деятельности.
3.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом МБОУ "СОШ №9" образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) для I-IV классов, курс «Мир природы и человека»

рассчитан:
В 1 классе на 66 ч (33 учебные недели).
Во 2 классе на 34 ч (34 учебные недели)
В 3 классе на 34 ч (34 учебные недели)
В 4 классе на 34 ч (34 учебные недели)
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена
из расчета 2ч, 1ч, 1ч, 1ч в неделю в 1, 2, 3,4 классах соответственно.
4.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно,
чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо
предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и
человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину;
2)
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
10)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
3)

чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13)
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят
характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека»
представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый
материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и
одноклассника;
адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по
вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных
условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по
вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
владение
социально-бытовыми
умениями
в
учебной
деятельности и повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его
социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений,
инструкций.
-

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и
стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять
вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение,
например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится
также через специально организованную на уроке работу по освоению
общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или
установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о
работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека»
должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными
навыками:
 умением вступать в контакт и работать в группах;
 умением

использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
 умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в

разных видах деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
 договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются
следующие регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по

условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
 самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного
двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
 самостоятельно работать с учебными принадлежностями и
организовывать рабочее место под руководством учителя;

 корректировать свои действия

по выполнению
соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

задания

в

 принимать

цели и инструкции, произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой
природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с
интеллектуальными
нарушениями
научаются
следующим
познавательным учебным действиям:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов, явлений окружающей действительности,
 характеризовать предметы и явления по их основным свойствам
(цвету, форме, размеру, материалу);
 находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом
предлагаемом материале;
 Использовать условные знаки, символические средства с помощью
учителя;
 работать с несложной по содержанию и структуре информацией

(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях);
 называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета,
делать элементарные обобщения;
 знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и
явлений, их частей;
 знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов
и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме
курса представлены задания на развитие той или иной жизненной
компетенции. Так, в теме
«Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки
нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой.
При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных
компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметные результаты
Мир природы и человека
1)
знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения
наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и

явлениям живой и неживой природы;
2)
знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей
между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;
3) владение доступными способами изучения природных явлений,
процессов и некоторых социальных объектов.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека»
могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их

признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья,

кусты, травы;
 называть наиболее распространённых диких и домашних животных

своей местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их
назначение;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень не является обязательным для всех
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит
следующие умения и навыки:

овладение
представлениями
о
взаимосвязях
между
изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы
в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным
группам по существенным признакам;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного
поведения в соответствии со своими знаниями;
5.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА 1 класс
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима.
Весна. Лето. Основные признаки
каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок
месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ―
начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Неживая природа
Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало,
греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их
названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и
состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко,
облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Живая природа Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые
растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на
примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком. Выявление представлений о мире растений, их
разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия
этих групп не разбираются).Части растений: корень, стебель (ствол), лист,
цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение,
образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным
условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным
климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние

и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не
разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к
разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с
холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте
обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо
знакомых животных).
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят
их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и
уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и
лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными,
подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с
видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея,
туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос,
рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные
представления о строении и работе органов чувств глаза – орган зрения,
ухо – орган слуха и т. д.
Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориенти- ровка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза,
нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).

Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук
(мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в
жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых
впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе,
соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и
отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека
(внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг..
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей
ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий
музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила
поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги
нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде,
проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена
полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение
назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,

проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по
назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за
помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к
травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании
медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение
отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения
ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного
поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей,
инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
2 Класс. Долгота дня
Формирование представлений о смене времен года в связи с
изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее
время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день,
вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег,
снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние
снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые
дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное
описание.
Времена года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное
время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление
трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами.
Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. Работа в саду,
огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении
морозов. Детские игры на природе, предупреждение травм, несчастных
случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,
текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение
воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь,
снег, лед, река, озеро (пруд), болото.
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4
растения).Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость
для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые
растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности
произрастания.
Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и
признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и
огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака –
волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни,
места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло,
воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение
человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в
данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы
пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник

(элементарные представления).Значение овощей и фруктов для
правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений.
2 Класс. Времена года
Формирование представлений о явлениях и состояниях
неживой
природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель,
вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь.
Знакомство с календарем. Названия месяцев. Наблюдения за растениями
сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.
Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи,
лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время
года.
Неживая природа
Закрепление представлений о влиянии Солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение
продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья,
кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки,
листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные
кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена.
Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы
съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание,
повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к
природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик.
Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан –
свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ
жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и
зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун.
Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе
легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные
представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и
здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.
2 Класс. Сезонные изменения
Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в
природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен
года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание
рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина,
разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время
года. Сад, огород, поле, лес в разное время года Дикие и домашние
животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время
года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства
почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление,
полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы,
горы.
Человек
Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы.
Рассматривание картинок.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение
человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород
домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада;
охрана птиц.
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и
дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в
саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их
охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь,
пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в

жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина,
лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых
растений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6.

Тематическое планирование 1 класс (2 часа в
неделю, 66 часов в год)
1№
п/п
1-8

Тема

Неживая природа

Содержание
образования

Основные виды
деятельности

Влияние
Солнца на изменения
в природе: зима –
солнце светит
мало,
греет
слабо,
жизнь
замирает;
лето
–
солнце долго светит,
греет сильно, все
оживает.
Солнце
весной и осенью.
Знакомство с
временами года и
их названиями.
Формирование
первоначальных
представлений
о
явлениях
и
состояниях неживой
природы в разное
время года: холодно,
тепло,
жарко,
облачно, ясно, ветер,
дождь,
снег,
снегопад,
таяние
снега,
сосульки.
Погода. Наблюдения
за
изменениями
погоды. Погода вчера,

Рассматриван
ие
рисунка.
Нахождение и показ
объектов
неживой природы,
называние объектов.
Зарисовка объекта
природы. Называние
объектов природы.
Отгадывание
загадок. Разучивание
игры
«Горелки».
Определение
времени года по
изображению.
Составление
рассказа
по
картинке.
Определение
соответствия
по
картинке.
Рассматривание
рисунка. Показ на
рисунке объектов
природы.
Ответы на вопросы.
Дифференциация
изображений.
Составление

Колво
часов
8

сегодня

рассказа о видах
деятельности. Показ
объектов на рисунке.
Составление
рассказа по рисунку.
Зарисовка.
Рассматривание
схемы. Определение
положения объекта.
Составление
рассказа по рисунку.
Нахождение
несоответствия.
Определение
времени суток по
стихотворению.
Отработка навыков
распределения
деятельности
в
режиме
дня.
Ознакомление
с
понятиями режима
дня.
Составление
режима
дня
самостоятельно или
с помощью учителя.

9-26

Сезонные изменения в
Временные
природе
изменения.
День,
вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток.
Время суток и солнце
(по
результатам
наблюдений). Время
суток на циферблате
часов. Дни недели,
порядок следования,
рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Времена года:
Осень. Зима. Весна.
Лето.
Основные
признаки
каждого
времени
года
(изменения в неживой
природе,
жизни
растений, животных и
человека)
Месяцы
осенние,
зимние,
весенние,
летние.
Порядок месяцев в
сезоне;
в
году,
начиная с января.
Календарь
Осень
―
начальная
осень,
середина
сезона,
поздняя осень. Зима
— начало, середина,
конец зимы. Весна ―
ранняя,
середина
весны, поздняя весна.
Смена времен года.
Значение солнечного
тепла
и
света.
Преемственность
сезонных изменений.
Взаимозависимость
изменений в неживой
и живой природе,
жизни людей (в том
числе
и
по

Рассматриван
ие
рисунков.
Нахождение рисунка
в соответствии с
темой.
Работа с
календарем. Ответы
на
вопросы.
Нахождение
различий
на
рисунках.
Прослушиван
ие
текста,
стихотворения.
Определение
по
схеме
причины
сезонных изменений.
Работа с опорными
словами
(осень,
листопад).
Прослушивание
текста,
стихотворения.
Нахождение
признаков
объектов
по
рисункам. Ответы на
вопросы.
Составление
рассказа с опорой на
схему,
иллюстрацию.
Работа с опорными
словами
(ясно,
облачно, пасмурно).
Зарисовка объектов
природы с опорой на
иллюстрацию.
Создание
аппликации.
Составление
рассказа с опорой на
иллюстрации.
Классификац
ия
объектов
по
назначению (одежда

18

результатам
наблюдений).
Наблюдения:
изменение окраски
листьев,
листопад,
увядание
трав, зимний покой
деревьев, набухание
почек,
появление
листьев, рост трав,
первые
цветы,
цветение
деревьев.
Береза, клен, мать-имачеха.
Наблюдения и
описания
зимующих
птиц:
ворона,
воробей.
Животные
зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей,
игры детей в разное
время года

27-37

Живая природа
Растения

Выявление
представлений о
мире растений, их
разнообразии:
деревья, кустарники,
травы,
цветковые
растения
(различия
этих
групп
не
разбираются).

осенью,
инвентарь
для
уборки,
осенний
букет).
Объяснение
выбора объектов и
предметов.
Прослушивание
стихотворения.
Работа с опорными
словами
(урожай,
грибы).
Перечисление
осенних
месяцев.
Узнавание
и
называние
дней
недели. Определение
дня
недели
по
указанию учителя.
Определение
на
календаре сроков
осенних
каникул,
времени
занятий и отдыха.
Классификация
и
выбор предметов по
картинкам
(одежда,
игры, предметы для
игры). Разучивание
подвижной
игры
«Мороз
Красный
Нос».
Заучивание
стихотворног
о текста.
Составление
рассказа о пользе
леса. Разучивание
правила поведения в
лесу. Нахождение на
иллюстрациях
объектов природы
(дерево, цветок,
трава,
кустарник).

40
11

Части
растений:
корень, стебель
(ствол), лист, цветок.
Наблюдения
за
жизнью растений в
своей местности: рост,
цветение, образование
плодов
и
семян;
приспособление
к
смене времен года.
Элементарные
представления о
приспособлении
растений к разным
условиям
жизни:
растения
жарких
стран,
растения стран с
холодным климатом,
их сравнение.
Растения
культурные. Овощи.
Фрукты.
Ягоды.
Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры.
Внешний вид, место
произрастания,
использование.
Значение для жизни
человека.
Употребление в пищу.
Растения
комнатные. Название.
Внешнее
строение
(корень,
стебель,
лист). Уход. Растения
дикорастущие.
Деревья. Кустарники.
Травянистые
растения.
Корень,

Работа со словарем
(лес, дерево, трава).
Рассматривание
схемы
строения
растений.
Определение
и
называние
частей
растений. Работа со
словарем
(цветок,
стебель,
лист,
корень). Нахождение
частей растений по
рисунку. Ответы на
вопросы
по
различию растений.
Сравнение частей
растений
и
нахождение
различий
(лист,
стебель, корень).
Рассматривание
изображения
растений и семян.
Составление
рассказа
об
использовании
семян
(приготовлении
пищи). Составление
рассказа по картинке
(проращивание
растения из семян).
Практическая работа
по посадке растения
(семени).
Работа по опорным
словам (семена, свет,
тепло, вода).

стебель, лист, цветок,
плод
и
семена.
Первичные
представление
о
способах
размножения.
Развитие растение из
семени на примере
гороха или фасоли.
Значение растений в
природе.
Охрана,
использование
человеком.

38-48

Животные

Общие представления
о мире животных, их
разнообразии:
домашние и дикие
животные,
птицы,
рыбы,
насекомые
(различия
групп
не
разбираются).
Элементарные
представления о
приспособлении
диких животных
к разным условиям
жизни:
животные
жарких
стран,
животные
стран с холодным
климатом,
их
сравнение.
Знакомство
с
животными своей
местности. Понятие о
месте
обитания,
повадках, приспособлении к смене
времен года
(1–2
хорошо
знакомых животных).
Животные
домашние.
Звери.
Птицы.
Названия.
Внешнее
строение:
части тела. Условия
обитания,
чем
кормятся
сами
животные, чем кормят
их люди. Место в
жизни человека (для
чего
содержат
животное), забота и
уход за животным.
Скотный
двор,
птичник, ферма.
Животные

Рассматривание
рисунков
с
изображением
животных,
называние и показ
знакомых объектов.
Сравнение
животных
по
размеру,
образу
жизни, способам
передвижения.
Зарисовка
животного
(по
контуру). Выделение
и показ частей тела у
животных. Описание
животного
по
образцу (с помощью
учителя). Работа с
опорными словами
(голова, туловище,
ноги,
хвост).
Нахождение
и
называние различий
животных (форма
тела,
окраска,
повадки,
место
обитания).
Классификация
животных по видам
(птицы, рыбы,
насекомые)
–
называние и показ
по
картинке.
Составление
рассказа о животном
по способам
передвижения.
Разучивание
игры
«Кто как ходит».
Работа по опорным
словам
(шерсть,
перья, чешуя).

11

49-65

Человек.
поведение

дикие. Звери. Птицы.
Змеи. Лягушка. Рыбы.
Насекомые. Названия.
Внешнее
строение:
названия частей тела.
Место
обитания,
питание, образ жизни.
Роль
в
природе.
Помощь
птицам
зимой
(подкормка,
изготовление
кормушек) и весной в
период гнездования
(сбор веток для гнезд,
соблюдение тишины
и уединенности птиц
на природе).
Охрана
природы: наблюдения
за жизнью живой
природы, уход за
комнатными
растениями, посадка и
уход за растением,
бережное отношение
к
дикорастущим
растениям,
правили
сбора урожая грибов и
лесных
ягод,
ознакомление
с
правилами ухода за
домашними
животными,
подкормка
птиц
зимой, сбор веток в
период гнездования,
ознакомление
с
видами
помощи
диким животным, и
т.п.
Безопасное Пол, возраст, имя,
фамилия.
Внешний
облик
человека: голова, шея,
туловище, руки, ноги.

Нахождение и показ
частей
тела
на
рисунке (на
объекте), называние
частей
тела.

17

Правильная

осанка Отработка навыков

человека.Кожа.
Порез, ожог. Первая
помощь при порезах,
ожогах кожи. Лицо
человека: глаза, уши,
нос, рот, лоб, брови,
щеки, подбородок.
Органы
чувств
человека: глаза, уши,
нос,
рот,
кожа.
Элементарные
представления о
строении и работе
органов чувств:
глаза – орган зрения,
ухо – орган слуха и т.
д.
Профилактика
травматизма и
заболеваний органов
чувств человека.
Здоровый
образ жизни: гигиена
жилища
(проветривание,
регулярная уборка),
гигиена
питания
(полноценное
и
регулярное питание:
овощи,
фрукты,
ягоды,
хлеб,
молочные продукты,
мясо, рыба). Режим
сна, работы. Личная
гигиена
(умывание,
прием
ванной),
прогулки и занятия
спортом .
Человек – член
общества: член семьи,
ученик, одноклассник,
друг.. Личные вещи
ребенка:
гигиенические

пространственной
ориентировки
(правая, левая) на
основе
стихотворного
текста.
Развитие
моторных навыков
(пальчиковый театр).
Отработка навыков
обращения
к
сверстнику,
взрослому
(имя,
фамилия).
Дидактическая игра
«Части тела». Работа
с опорными
словами
(голова,
шея, туловище, руки,
ноги). Разучивание
правила
гигиены.
Рассматривание
рисунков.
Определение
правила гигиены по
рисункам.
Составление
рассказа о правилах
ухода за телом.
Задания
на
дифференциацию
предметов
по
назначению.
Разучивание
стихотворения.

принадлежности,
игрушки,
учебные
вещи, одежда, обувь.
Вещи мальчиков и
девочек. Профессии
людей
ближайшего
окружения ребенка
Магазины

66

Итоговое повторение

(«овощи-фрукты»,
продуктовый,
промтоварный
(одежда,
обувь,
бытовая техника или
др.),
книжный).
Зоопарк
или
краеведческий музей.
Почта.
Больница.
Поликлиника. Аптека.
Назначение
учреждения.
Основные профессии
людей, работающих в
учреждении. Правила
поведения в магазине.
Транспорт.
Назначение.
Называние отдельных
видов
транспорта
(машины легковые и
грузовые,
метро,
маршрутные
такси,
трамваи,
троллейбусы,
автобусы). Городской
пассажирский
транспорт.
Транспорт
междугородний.
Вокзалы и аэропорты.
Правила поведения.
Прослушивание
текста, ответы на
вопросы.
Практическая работа с
текстом
учебника.
Определение
мышц
на
теле
человека
(практическое).

Работа с
опорными словами
(скелет,
мышцы).
Разучивание
упражнений
утренней
гимнастики
на
разные виды
мышц.

Поурочное планирование 1 класс

1

№ п/п

Тема

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Земля и Солнце
Значение Солнца
Солнце и жизнь растений
День и ночь
Небо днем и ночью
Сутки
Занятие людей в течение суток

8.
9.
10. –
11.
12.
13.
14.
15. –
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. –
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. –
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. –
41.

Режим дня
Осень
Признаки осени

1
1
2

Занятия и одежда осенью
Погода. Календарь природы
Зима
Признаки зимы

1
1
1
2

Занятия и одежда зимой
Погода. Календарь природы
Весна
Признаки весны
Занятия и одежда весной
Погода. Календарь природы
Лето
Признаки лета
Занятия и
одежда летом
Растения
Строение и сходство растений
Различия растений
Разнообразие цветов
Семена
Плоды растений

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Приспособление растений к сезонным изменениям
Уход за растениями
Приспособления растений к условиям жизни
Растения (обобщающий урок)
Животные
Строение и сходство животных
Различие животных

1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
2

42.
43. –
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50. –
51.
52.
53.
54. –
55.
56. –
57.
58. –
59.
60. –
61.
62. –
63.
64.
65.

Детеныши животных
Домашние животные

1
2

Дикие животные
Приспособление животных к различным условиям обитания
Приспособление животных к временам года
Животные (обобщающий урок)
Человек
Части тела человека

1
1
1
1
1
2

Гигиенические навыки
Лицо человека
Глаза

1
1
2

Уши

2

Нос

2

Рот

2

Кожа

2

Осанка
Скелет и мышцы человека

1
1

66.

Итоговое повторение

1

Тематическое планирование 2
класс(1 час в неделю, 34 часа
в год)
№

Тема

Содержание
образования

Основные виды
деятельности

Колво
часов

1-3

Долгота дня

Формирование
представлений о смене
времен года в связи с
изменением положения
солнца.
Долгота дня и ночи в
зимнее и летнее время.
Названия времен года,
знакомство
с
названиями месяцев.
Наблюдения
за
изменением
положения солнца в
течение
суток:
утро,
день,
вечер, ночь.
Формирование
представлений о
явлениях и состояниях
неживой
природы:
похолодание, дождь,
заморозки, пасмурно,
первый
снег,
снегопад,
снежинки, мороз,
лед,
замерзание
водоемов,
потепление,
таяние
снега, ручьи, капель,
лужи, тепло,
жара,
тучи,

Рассматривание
рисунков и показ
разных времен года,
объяснения признаков
времен
года.
Составление
рассказа о влиянии
Солнца
на
смену
времен года.
Объяснение
пословицы.
Заучивание заклички,
проговаривание
заклички хором (по
одному, по
очереди).
Описание
действий
детей
в
разное время суток по
иллюстрациям.
Закрепление названий
приемов пищи в
разное время суток.
Чтение предложений
(вставляя
пропущенные слова).
Рассматривание
рисунков и
выбор
блюд
по
заданию учителя
Определение времени
года по иллюстрации

3

гроза (гром, молния),
теплые
дожди,
ливень.
Продолжение
наблюдений
за
погодой, их
словесное описание

(зима,
лето).
Определение
времени суток по
картинке.
Определение занятий
детей. Перечисление
любимых
занятий летом, зимой.
Объяснение
пословицы.
Определение занятий
каждого члена семьи.
Составление рассказа
о занятиях семьи
Составление рассказа
о семье. Рисование по
теме
«Моя семья». Выбор
любимых занятий по
картинкам.
Рассматривание
иллюстраций.
Разучивание
телефонов
экстренных
служб.
Определение правил
вызова врача.
Практическая
отработка
навыков
разговора по
телефону.

4-15

Времена года

Наблюдения
за
растениями
(деревьями
и
кустарниками) в
разное время года:
тополь, дуб,
сирень,
калина,
шиповник.
Увядание и появление
трав,
цветов:
одуванчик,
ландыш.
Наблюдения
за
зимующими
птицами. Подкормка:
синица,
сорока.
Появление
весной грачей,
скворцов. Животные в
разное время года:
лиса, белка, еж. Рыбы
зимой. Работа в саду,
огороде.
Поведение человека во
время грозы, дождя,
при наступлении
морозов.
Детские
игры
на
природе,
предупреждение травм,
несчастных случаев

Нахождение
признаков лета, осени
по рисункам.
Сравнение
схем.
Наблюдения
за
опаданием листьев.
Объяснение значения
слова «листопад».
Рассматривание
погоды за окном.
Определение
погодного
явления.
Составление рассказа
о
настроении,
вызванном погодой за
окном. Чтение
стихотворения.
Экскурсия
в
художественный
музей.
Рассматривание
картин
русских
художников.
Запоминание
названий
осенних
месяцев. Объяснение
слова
«хмурень».
Сбор и сушка листьев
в осенние
месяцы,
сравнение
листьев. Изготовление
поделки из
природного материала
«держать язык за
зубами»

12

16-18

Неживая природа

Вода.
Простейшие
свойства
воды:
прозрачность,
отсутствие
запаха,
текучесть.
Первичные
представления
о
температуре, о
термометре
как
приборе для измерения
температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для
жизни
растений,
животных,
человека.
Вода в природе: дождь,
снег, лед;
река, озеро (пруд),
болото

Опыт
с
водой.
Зарисовка опыта в
тетрадь. Нахождение
и показ на рисунке
объекта
неживой
природы.
Составление рассказа
как люди используют
горячую
воду.
Рассмотреть рисунок.
Взять термометр в
руки, понаблюдать за
изменениями
его
показателей.
Рассказать, в каких
случаях
измеряют
температуру
тела человека. Для
чего
надо
знать
температуру
воздуха? Узнать и
записать в тетради:
температуру
тела
здорового
человека, температуру
кипения воды,
температуру воздуха
зимой и летом
Объяснение,
чем
может быть опасна
горячая вода.
Составление правил
обращения с горячей
водой.
Запись правил
в
тетрадь. Нахождение
картинки с
изображением
правильного
обращения с горячей
водой
Заваривание дома чая
вместе со взрослыми
и

3

19-26

Растения

Комнатные растения.
Названия
и
отличительные
признаки (3–4
растения).
Части
растений:
корень,
стебель, лист, цветок.
Необходимость
для
жизни
растений
воздуха,
воды, света, тепла.
Растения
влаголюбивые,
засухоустойчивые:
традесканция
и кактус.
Светолюбивые
и
тенелюбивые
растения: фиалка и
традесканция.
Уход за комнатными
растениями.
Огород. Овощи (3–5
названий), их
признаки. Особенности
произрастания. Овощи
в питании
человека.
Сад.
Фрукты
(3–5
названий).
Названия и признаки.
Особенности
произрастания.
Фрукты в питании
человека.
Растения
садов
и
огородов
данной местности.
Уход за растениями
сада и огорода

угощение близких
Закрепление знаний о
строении растений.
Рассматривание
и
показ на рисунках
частей растений.
Рассматривание
на
рисунке изделия из
соломы.
Домашняя поделка из
соломы по образцу.
Экскурсия
на
хлебозавод.
Рассматривание
рисунка, называние
объектов
природы.
Чтение и заучивание
стихотворения.
Рассматривание
рисунка. Составление
рассказа по рисунку.
Рассматривание
рисунка.
Словарная
работа
(
влаголюбивые,
засухоустойчивые,
светолюбивые,
тенелюбивые)
Практическая работа:
нахождение
комнатных
растений
по
параметрам.
Зарисовка комнатного
растения.

8

27-29

Животные

30-33

Человек

Сравнение домашних и
диких
животных. Кошка –
рысь. Собака – волк.
Внешний вид, питание,
названия детенышей,
повадки,
образ жизни, места
обитания.
Необходимые условия
для жизни
животных: вода, тепло,
воздух,
пища.
Разнообразие
пород
кошек
и собак, их повадки.
Отношение человека к
животным.
Рыбы (2–3 названия
рыб, распространенных
в данной местности).
Внешний вид, среда
обитания,
питание,
образ жизни.
Польза от рыбоводства
и охрана
рыбных угодий
Гигиена тела человека,
закаливание.
Питание
человека.
Органы
пищеварения: ротовая
полость,
пищевод,
желудок,
кишечник
(элементарные
представления).
Значение овощей и
фруктов
для
правильного питания
человека.
Пища
человека.
Правильное
питание. Профилактика
пищевых отравлений

Сравнение объектов
на рисунке. Ответы на
вопросы.
Зарисовка в тетради
объекта
природы.
Заучивание
прибаутки.
Составление рассказа
об объекте живой
природы по плану
Составление рассказа
о породах кошек.
Отработка
навыков по уходу за
животным

3

Рассматривание
рисунков.
Составление рассказа.
Отработка
навыков
физического
воспитания

4

Итоговое повторение Закрепление
полученных знаний

34

Закрепление
полученных знаний

Итого:

1
34 ч

Поурочное планирование 2 класс
№

Тема

Колво
часов

1

Влияние солнца на смену времён года

1

2

Сутки

1

3

Долгота дня летом, зимой

1

4

Осень

1

5

Растения осенью. Животные осенью

1

6

занятия людей осенью

1

7

зима

1

8

Растения зимой. Животные зимой

1

9

занятия людей зимой

1

10

Весна

1

11

Растения весной. Животные весной

1

12

занятия людей весной

1

13

Лето

1

14

Растения летом. Животные летом

1

15

занятия людей летом

1

16

Вода. Вода горячая и холодная

1

17

Температура воды. Вода в природе

1

18

значение воды

1

19

Части растений. Жизнь растений

1

20

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и
тенелюбивые

1

21

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

1

22

Овощи. Огород

1

23

Овощи и питание человека

1

24

Сад. Фрукты

1

25

Фрукты в питании человека

1

26

Уход за растениями сада и огорода

1

27

Кошка и рысь. Породы кошек

1

28

Собака и волк. Породы собак

1

29

Рыбы

1

30

Гигиена тела человека

1

31

Органы пищеварения

1

32

Питание человека, правила питания

1

33

Профилактика отравлений

1

34

Итоговое повторение

1

Итого:

34 ч

Тематическое планирование 3
класс(1 час в неделю, 34 часа
в год)
№

Название темы

Содержание
образования

Основные виды
деятельности

Кол-во
часов

1-12

Времена года

Формирование
представлений о
явлениях
и
состояниях неживой
природы:
облачность, туман,
небольшой дождь,
заморозки,
оттепель,
вьюга,
метель, ледоход,
жаркие дни, радуга,
холодный –
теплый ветер.
Продолжение
наблюдений за
погодой,
их
описание.
Календарь.
Знакомство
с
календарем.
Названия месяцев.
Наблюдения
за
растениями сада
и леса в разное
время года:
яблоня, осина, липа,
акация,
орешник.
Увядание
и
появление цветов и
трав
(медуница).
Птицы зимующие и
перелетные: клест,
снегирь,
соловей.
Насекомые
в
осенний период.
Домашние животные
в разное время года.
Лесные животные:
мыши, змеи,
лягушки.
Сезонные работы в
саду, огороде, труд
людей в разное
время года

Рассматривание
схем,
иллюстраций.
Определение
признаков
осени
по
схемам, иллюстрациям.
Нахождение
иллюстрации
в
соответствии с темой.
Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту
Чтение
текста.
Сравнение
схемы
с
иллюстрацией,
выделение
признаков
месяцев. Сравнение схем
месяцев. Наблюдение за
изменениями
погоды
осенью

12

13-18

Неживая природа

Закрепление
представлений о
влиянии Солнца на
смену времен
года. Наблюдение за
высотой солнца
над горизонтом в
разное время
года:
направление
солнечных
лучей,
количество
тепла и света.
Изменение
продолжительности
дня и ночи. Восход,
заход солнца

Рассматривание
схем,
дифференциация схем,
определение
частей
суток, времен года по
схемам.
Соотнесение
схемы со временем года.
Чтение текста,
ответы на вопросы
Прослушивание текста.
Выработка
правил
хорошего
сна. Дидактическая игра
«Что нужно для сна».
Перечисление месяцев.
Называние времен года,
месяцев, дней недели.
Чтение текста, ответы на
вопросы. Отгадывание
загадок.
и Чтение текста, ответы на
вопросы.
их Рассматривание
иллюстраций.

6

19-21

Растения

Сравнение
распознавание
растений
по
признакам:

3

деревья, кустарники,
травы.
Части
растений:
корень, стебель
(ствол),
ветки,
почки, листья,
цветы.
Растения
сада.
Фруктовые
деревья
(2–3
названия); ягодные
кустарники
(2–3
названия).
Внешний
вид,
распознавание.
Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса.
Деревья
хвойные
и
лиственные,
кустарники.
Семена.
Орехи.
Лесные ягоды.
Ягоды съедобные и
несъедобные.
Грибы.
Грибы
съедобные и
несъедобные.
Травы полезные и
травы
опасные

Определение
объекта,
называние.
Чтение
текста,
ответы
на
вопросы.
Рассматривание
иллюстраций.
Определение объекта,
дифференциация,
называние.
Чтение
стихотворения. Чтение
текста,
ответы
на
вопросы.
Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние.
Зарисовка
частей
растения.
Подпись
названия частей
растения

22-27

Животные

Дикие
обитатели
леса: кабан,
лось, заяц. Внешний
вид, питание,
повадки,
образ
жизни, детеныши.
Приспособление
диких животных
к
природным
условиям.
Домашние
животные: свинья,
корова,
кролик.
Внешний вид,
питание, детеныши.
Уход за домашними
животными.
Сравнение диких и
домашних
животных. Сходство
и различия:
кабан – свинья, заяц
– кролик.
Птицы.
Внешний
вид, питание,
повадки,
образ
жизни.
Строение
гнезд,
забота о
потомстве.
Птицы
перелетные и
зимующие: ласточка,
дрозд, галка, дятел.
Хищные
птицы:
ястреб,
коршун.
Певчие
птицы: соловей,
жаворонок

Чтение текста, ответы на
вопросы.
Рассматривание
рисунков.
Называние
объектов. Составление
описательного рассказа
по
картинке.
Рассматривание
картинок,
называние
объектов.
Чтение текста, ответы на
вопросы. Составление
рассказа (описательного,
по схеме, по плану)

6

28-33

34

Человек

Дыхание человека.
Элементарные
представления
о
строении
и работе легких.
Температура
тела
человека.
Градусник и его
назначение.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Сердце,
кровь.
Элементарные
представления
о
строении
и работе сердца.
Пульс.
Окружающая среда
и
здоровье человека.
Питание человека.
Употребление
в
пищу
овощей,
фруктов,
молочных
продуктов,
мяса.
Приготовление
и
хранение пищи.
Профилактика
пищевых отравлений
Итоговое повторение Закрепление
полученных знаний

Проведение
опыта.
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Рассматривание
рисунков,
называние
объектов.
Словарная
работа:
трахея, бронхи, легкие.
Рассматривание схемы:
показ
и
называние
объектов.
Называние
и
запоминание
правил
гигиены дыхания.
Чтение стихотворений
Дифференциация времен
года, соотнесение видов
одежды со временем
года

6

Закрепление полученных

1

знаний

Итого:

34 ч

Поурочное планирование 3 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Осень

1

2

Растения осенью. Животные осенью

1

3

занятия людей осенью

1

4

зима

1

5

Растения зимой. Животные зимой

1

6

занятия людей зимой

1

7

Весна

1

8

Растения весной. Животные весной

1

9

занятия людей весной

1

10

Лето

1

11

Растения летом. Животные летом

1

12

занятия людей летом

1

13

Солнце и разные времена года

1

14

Восход и закат солнца

1

15

Календарь

1

16

Воздух.

17

Термометр

1

18

Ветер. Направление ветра

1

19

Сравнение растений. Части растений

1

20

Растения сада.

1

21

Плоды и семена. Лесные ягоды

1

22

Дикие животные

1

23

Домашние животные

1

24

Птицы

1

25

Перелётные птицы. Хищные птицы.

1

26

Певчие птицы

1

27

Дыхание человека

1

28

Профилактика простудных заболеваний

1

значение воздуха

1

29

Профилактика простудных заболеваний

1

30

Кровь

1

31

Сердце. Пульс

1

32

Питание человека

1

33

Окружающая среда и здоровье человека

1

34

Итоговое повторение

1

Итого:

34 ч

Тематическое планирование 4
класс(1 час в неделю, 34 часа
в год)
№
урока
1-3

Тема урока
Сезонные изменения

Содержание

Основные виды

Кол-во

образования
Обобщение
полученных
знаний о влиянии
Солнца на
изменения
в
природе
(температура
воздуха, воды,
количество тепла),
на смену времен
года. Чередование
времен
года,
закрепление знаний
о
названиях
месяцев.
Формирование

деятельности
Рассматривание рисунка.
Составление рассказа по
схеме
Чтение текста учебника.
Нахождение в тексте и
название
осенних
месяцев,
признаков
осени.
Определение по
рисункам
признаков
осени.
Составление
рассказа об осенних
месяцах

часов
3

4-6

Неживая природа

представлений
о
явлениях
в
неживой природе:
замерзание
рек
(ледостав), иней,
изморозь,
моросящий дождь,
ледоход,
проталина, разлив,
ливень, град, роса,
туман.
Растения
и
животные в разное
время года.
Сад, огород, поле,
лес в разное время
года
Дикие и домашние
животные
в разное
время
года.
Труд людей города
и села в разное
время года
Почва.
Состав
почвы: песок,
глина, камни.
Простейшие
свойства почвы,
их значение для
растений.
Способы обработки
почвы:
рыхление, полив и
т.
д.
Формы
поверхности Земли:
равнины,
низменности,
холмы, горы

Показ объекта природы
(планета
Земля)
на
рисунке.
Чтение текста учебника,
ответы на вопросы по
тексту.
Работа с рисунками
(нахождение и показ
объектов,
сравнение объектов)
Словарная
работа
(перегной,
плодородный). Чтение
текста
учебника,
нахождение ответов в
тексте. Нахождение
объекта на рисунке

3

7

8-10

Сезонные изменения

Неживая природа

Чтение
названий
животных в тексте
учебника. Показ на
рисунке знакомых
животных. Чтение
рассказа
в
учебнике,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа
об
известном
животном

Чтение
названий
животных
в
тексте
учебника. Показ на
рисунке
знакомых
животных.
Чтение
рассказа в учебнике,
ответы
на
вопросы.
Составление рассказа об
известном
животном

1

Почва.
Состав
почвы: песок,
глина, камни.
Простейшие
свойства почвы,
их значение для
растений.
Способы обработки
почвы: рыхление,
полив и т. д.
Формы
поверхности Земли:
равнины,
низменности,
холмы, горы

Показ объекта природы
(планета
Земля)
на
рисунке.
Чтение текста учебника,
ответы на вопросы по
тексту.
Работа с рисунками
(нахождение и показ
объектов,
сравнение объектов)
Словарная
работа
(перегной,
плодородный). Чтение
текста
учебника,
нахождение
ответов
в
тексте.
Нахождение
объекта на рисунке

3

11-15

Растения

Растения
сада,
огорода, леса,
их
сравнение.
Растения
культурные
и
дикорастущие (по
2 – 3 наиболее
распространенных)
. Уход за цветами в
саду.
Лекарственные
растения:
календула,
зверобой.
Редкие растения и
их охрана.
Парк
(сквер).
Создание
человеком парков.
Растения
поля:
рожь,
пшеница, овес и др.
Уход человека за
полевыми
растениями,
их
значение в жизни
человека. Строение
полевых растений:
корень,
стебель-соломина,
лист,
колос,
метелка. Влияние
сезонных
изменений
на
жизнь полевых
растений

Показ
объекта
на
рисунке (поле, огород).
Перечисление
инструментов
для
перекопки земли. Беседа
об овощах.
Словарная
работа
(корнеплоды,
овощеводы, теплица).
Чтение текста учебника,
нахождение ответов на
вопросы в тексте

5

16-18

Сезонные изменения

Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков зимы.
Объяснение схем.
Чтение
текста,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа о зимних
месяцах с опорой
на рисунки.
Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков весны.
Объяснение схем.
Чтение
текста,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа о зимних
месяцах с опорой
на рисунки.
Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков лета.
Объяснение схем.
Чтение
текста,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа о зимних
месяцах с опорой
на рисунки.
Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков осени.
Объяснение схем.
Чтение
текста,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа о зимних
месяцах с опорой
на рисунки

Рассматривание рисунка.
Определение признаков
зимы, весны, лета, осени.
Объяснение
схем.
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Составление рассказа о
зимних месяцах с опорой
на рисунки

3

19-22

Животные

23-24

Человек

25-26

Сезонные изменения

Домашние
животные: лошадь,
овца,
корова,
свинья. Разведение
человеком
домашних
животных,
уход
за
ними.
Ферма.
Разнообразие
пород домашних
животных. Птицы.
Разнообразие
птиц. Птицы –
друзья сада;
охрана птиц.
Выявление причин
загрязнения
воздуха
по
рисункам.
Определение
действий человека
по очистке воздуха.
Придумывание
пиктограмм,
условных знаков,
запрещающих
загрязнение
воздуха.
Чтение
текста
учебника,
выделение ответов
на вопросы.
Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков зимы.
Объяснение схем.
Чтение
текста,
ответы на вопросы.
Составление
рассказа о зимних
месяцах с опорой
на рисунки.
Рассматривание

Чтение
названий
животных
в
тексте
учебника. Показ на
рисунке
знакомых
животных.
Чтение
рассказа в учебнике,
ответы
на
вопросы.
Составление рассказа об
известном
животном

4

Выявление
причин
загрязнения воздуха по
рисункам.
Определение действий
человека по очистке
воздуха.
Придумывание
пиктограмм, условных
знаков,
запрещающих
загрязнение
воздуха.
Чтение текста
учебника, выделение
ответов на вопросы.

2

Рассматривание рисунка.
Определение признаков
зимы, весны, лета, осени.
Объяснение
схем.
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Составление рассказа о
зимних месяцах с опорой
на рисунки

2

27-28

Животные

рисунка.
Нахождение
известных
насекомых
на
рисунках. Чтение
текста. Ответы на
вопросы.
Отгадывание
загадок.
Составление
описательного
рассказа
о
насекомом по
плану.
Запись
названий
насекомых
в
тетрадь, зарисовка

Нахождение известных
насекомых на рисунках.
Чтение
текста.
Ответы
на
вопросы. Отгадывание
загадок.
Составление
описательного рассказа о
насекомом по плану.
Запись
названий
насекомых в тетрадь,
зарисовка

2

29-33

Человек

Выявление причин
загрязнения
воздуха
по
рисункам.
Определение
действий человека
по очистке воздуха.
Придумывание
пиктограмм,
условных знаков,
запрещающих
загрязнение
воздуха.
Чтение
текста
учебника,
выделение ответов
на
вопросы.
Выявление
причин загрязнения
воды по рисункам.
Определение
действий человека
по очистке воды.
Придумывание
пиктограмм,
условных знаков,
запрещающих
загрязнение
воды.
Чтение
текста
учебника,
выделение ответов
на
вопросы.
Выявление причин
загрязнения почвы
по
рисункам.
Определение
действий человека
по очистке
почвы.
Придумывание
пиктограмм,
условных знаков,
запрещающих

Выявление
причин
загрязнения воздуха по
рисункам.
Определение действий
человека по очистке
воздуха.
Придумывание
пиктограмм, условных
знаков,
запрещающих
загрязнение
воздуха.
Чтение текста
учебника,
выделение
ответов на вопросы.
Выявление
причин загрязнения воды
по
рисункам.
Определение
действий человека по
очистке
воды.
Придумывание
пиктограмм, условных
знаков,
запрещающих
загрязнение
воды. Чтение текста
учебника,
выделение
ответов на
вопросы.
Выявление
причин
загрязнения
почвы по рисункам.
Определение действий
человека по очистке
почвы. Придумывание
пиктограмм, условных
знаков,
запрещающих
загрязнение
почвы,
зарисовка в тетрадь.
Чтение текста учебника,
ответы на вопросы

5

34

загрязнение почвы,
зарисовка
в
тетрадь.
Чтение
текста
учебника, ответы
на вопросы
Обобщение
и Обобщение
и Обобщение
и
закрепление
закрепление
закрепление полученных
полученных знаний
полученных знаний знаний

Итого:

1

34 ч

Поурочное планирование 4 класс
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

1

Времена года. Осень Название осенних месяцев

2

Сбор урожая. Фрукты, овощи. Растения осенью

1

3

Труд людей осенью. Сезонные работы в саду, огороде, поле

1

4

Почва. Состав почвы

1

5

Способы обработки почвы. Инструменты

1

6

Домашние и дикие животные осенью

1

7

Состав почвы (песок, глина, камни)

1

8

Формы поверхности земли: холмы, горы, равнины, овраги

1

9

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия)

1

10

Растения сада, огорода, леса

1

11

Сходство и различие растений сада, огорода и леса

1

12

Лекарственные растения. Календула, зверобой

1

13

Растения поля. Рожь, пшеница, овёс, гречиха

1

14

Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

1

15

Зима – начало года

1

16

Труд людей зимой

1

17

Животные зимой. Растения зимой

1

18

Домашнее животное – корова, лошадь, овца, свинья

1

19

Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки

1

20

Зимующие и перелетные птицы

1

21

Домашние птицы. Дикие птицы. Внешний вид, места обитания, пища

1

22

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга

1

23

Режим дня школьника. Отдых и труд

1

24

Сезонные изменения в природе весной

1

25

Труд людей весной. Животные весной. Растения весной

1

26

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание

1

27

Полезные насекомые. Насекомые-вредители

1

28

Состояние природы и её влияние на здоровье человека

1

29

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле

1

30

Охрана редких растений и исчезающих животных.

1

31

Зоопарк. Заповедник. Лесничество

1

32

Труд людей летом

1

33

Животные летом. Растения летом

1

34

Обобщение и закрепление полученных знаний

1

Итого:

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса, реализуемого на основе адаптированной рабочей
программы по математике для 1-4 классов по достижению планируемых результатов
освоения АООП МБОУ "СОШ №9" образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими
объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Мир природы и человека (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях), Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др, АО
"Издательство "Просвещение" (1-4 класс).
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

34 ч

2. Учебники:
Мир природы и человека (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях), Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др, АО
"Издательство "Просвещение" (1-4 класс).
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Мир природы и человека (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.,
Попова М.А. и др, АО "Издательство "Просвещение" (1-4 класс).
4. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
5. Учебно-практическое оборудование:
- счетные палочки;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природныйматериал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);
- набор предметных картинок;
- наборное полотно;
- индивидуальные оцифрованные ученические линейки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».