Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Уральское ГУ банка России г. Екатеринбург Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Комсомольская, 21, тел. 5-52-50, e-mail:schola9@yandex.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 9» (в редакции от 31.08.2021г.) Рабочая программа учебного предмета «Практикум по математике» среднее общее образование на основе ФГОС СОО 10-11 класс (базовый уровень) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практикум по математике». Личностные результаты: - сформированность мировоззрения; соответствующего уровню развития науки и техники; готовность и способность обучающихся к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: познавать окружающий мир с помощью наблюдения, измерения, опыта, моделирования; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; творчески решать учебные практические задачи, уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; - осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; осуществлять деловую коммуникацию; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать: 1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; 2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; 3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; 4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; 5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение ихприменять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. Изучение данного курса дает учащимся возможность: - повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; - освоить основные приемы решения задач; - овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; - овладеть навыками самостоятельной деятельности при решении задач; - познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; - повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; - познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: преобразовывать числовые и алгебраические выражения; решать уравнения; решать текстовые задачи; решать геометрические задачи; повысить уровень математического и логического мышления; развить навыки исследовательской деятельности; самоподготовка, самоконтроль. В результате изучения курса ученик научится: применять алгоритм решения линейных, квадратных, дробнорациональныхуравнений, неравенств и их систем; применять методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем; использовать приемы разложения многочленов на множители; владеть методами решения геометрических задач; применять приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»; использовать понятие производной и ее применение; учащийся получит возможность научиться: точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий; выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена; выполнять вычисления и преобразования, включающих степени,радикалы,логарифмы и тригонометрические функции; выполнять действия с геометрическими фигурами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Содержание учебного предмета Тема 1. Выражения и преобразования . Преобразования алгебраических выражений и дробей, числовых рациональных выражений, буквенных иррациональных выражений, числовых тригонометрических выражений, числовых тригонометрических выражений. Вычисление значений тригонометрических выражений. Выполнение действий с целыми числами, натуральными степенями и целыми рациональными выражениями, с дробями, целыми степенями и дробно-рациональными выражениями, действия с корнями, дробными степенями и иррациональными выражениями. Тема 2. Функции. Тестовые задачи Чтение графиков и диаграмм. Работа с графиками, схемами, таблицами. Определение величины по графику. Определение величины по диаграмме. Начала теории вероятностей. Классическое определение вероятности задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделирование реальных ситуаций с использованием статистических и вероятностных методов, решение простейших комбинаторных задач методом перебора, а также с использованием известных формул; вычисление в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Простейшие текстовые задачи. Выбор оптимального варианта. Задачи с прикладным содержанием. Текстовые задачи. Числа и их свойства. Функция и параметр. Функции, заданные в явном виде. Применение свойств функции. Функции, заданные в неявном виде. Решение задач разными способами. Тема 3. Вопросы планиметрии. Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи) Задачи на вычисление площадей четырехугольников, их элементов. Тема 4. Стереометрия . Задачи на нахождения площадей поверхностей пространственных фигур. Основные формулы для нахождения значений геометрических величин пространственных фигур, дополнительные построения. Углы и расстояния в пространстве. Скалярное произведение векторов. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек Тема 5 Уравнения Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней. Арифметический способ. Алгебраический способ. Геометрический способ. Основные методы решения тригонометрических уравнений. Тригонометрические уравнения, линейные относительно простейших тригонометрических функций. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям с помощью замены. Метод разложения на множители. Комбинированные уравнения. Системы неравенств с одной переменной. Смешанные неравенства. Системы неравенств. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности Название темы № темы 1 2 3 4 5 6 Выражения и преобразования . Функции. Тестовые задачи Вопросы планиметрии. Стереометрия . Уравнения 10 класс 11 класс количество часов количество часов 18 6 10 8 12 14 68 0 6 34 4 20 4 68 10 класс № Темы Виды деятельности обучающихся 1-2 Преобразование алгебраических выражений. 3-4 Тождественные преобразования. 5-6 Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений 7-8 Вычисление значений тригонометрических выражений Рассматривают основные свойства делимости целых чисел, на натуральные числа решают задачи на определение факта делимости чисел с опорой на эти свойства и признаки делимости. Рассматривают решению уравнений в целых и рациональных числах, рассматривают теорему о целочисленных решениях уравнения первой степени с двумя неизвестными , применяют знания на вычисления понятия модуля при решении уравнений 9-10 Преобразование степенных выражений и вычисление их значения 11-12 Понятие степени с рациональным показателем, тождественные преобразования 13-14 Иррациональными выражениями. 15-16 Дробно-рациональные выражения. Преобразование и упрощение. 17-18 Действия с корнями, дробными степенями. 19-20 Область определения и область значений функции. Взаимное расположение графиков функций. Свойства функций 21-22 Работа с графиками, схемами, таблицами 23-24 Функции, заданные в явном виде. Применение свойств функции. Учащиеся рассматривают способы задания функции; свойства изученных функций; рассматривают вопрос, как математические функции могут описывать реальные зависимости; определяют значение функции по значению аргумента, строят графики изученных функций, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и 25-26 Классическое определение вероятности задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделирование реальных ситуаций с использованием статистических и вероятностных методов, 27-28 Простейшие текстовые задачи. 29-30 Решение задач разными способами. Задачи на движение 31-32 Задачи на смеси. 33-34 Задачи на проценты с практическим содержанием. 35-36 Виды четырехугольников. Формулы площадей. 37-38 Задачи на вычисление площадей фигур. 39-40 Задачи на вычисление элементов четырехугольников. Теорема Пифагора 41-42 Соотношения между сторонами и углами треугольника 43-44 Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Вычисление элементов. Площади поверхности. 45-46 Тетраэдр. Вычисление элементов. Площади поверхности. 47-48 Сечения многогранников. Вычисление площадей 49-50 Углы в пространстве. 51-52 Нахождение углов между прямой и плоскостью исследования с помощью функций реальных зависимостей, представляют их графически; учатся читать графики и находят обратные для данных. . Сформируют представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается наформирование умения распознавать эти случаи в реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). Рассматривают аксиомы стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об рассматривают вопрос о изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. 53-54 Вычисление углов между в пространстве 55-56 Иррациональные уравнения. Решение иррациональных уравнений 57-58 Решение тригонометрических уравнений 59-60 Решение однородных тригонометрических уравнений 61-62 Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям с помощью замены 63-64 Метод разложения на множители. Комбинированные уравнения. 65-66 Системы неравенств с одной переменной. Смешанные неравенства. 67-68 Решение тригонометрических неравенств Учащиеся изучают простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: метод замены переменной, метод разложения на множители, однородные тригонометрические уравнения. Учащиеся рассматривают определение арккосинуса, формулу решения уравнения cos x =a, определение арксинуса, формулу решения уравнения sin x =a; определение арктангенса, формулу решения уравнения tg x =a; определение арккотангенса, формулу решения уравнения сtg x =a. Изучают различные виды уравнений и способы их решений тригонометрическое уравнении можно привести к разному виду и решать его разными способами; различные методы решения тригонометрических уравнений; способы решения простейших тригонометрических неравенств. 11 класс № Темы Виды деятельности обучающихся 1-2 Скалярное произведение векторов Учащиеся изучают понятие 3-4 Координаты вектора 5-6 Координаты вектора. Решение задач. 7-8 Связь между координатами векторов и координатами точек скалярное произведение векторов в координатах в пространстве. Применят свойства векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей фигур Учащиеся рассматривают уравнение плоскости и прямой в пространстве. 9-10 Задачи на движение 11-12 Задачи на расчет стоимости покупок 13-14 Задачи на расчет стоимости услуг Решают рациональные неравенств с одной переменной, неравенства с модулями, иррациональные неравенства, уравнения и неравенства с двумя переменными. Повторяют методы решения систем уравнений. Решают уравнения и 15-16 Задачи на расчет стоимости поездок. неравенства с параметрами. Разбирают: основные теоремы равносильности; основные способы равносильных переходов; основные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. 17-18 Задачи на работу. 19-20 Задачи на производительность труда 21-22 Задачи на смеси 23-24 Задачи на простые проценты . 25-26 Задачи на системы скидок 27-28 Задачи на вычисление сложных процентов 29-30 Задачи на проценты с практическим содержанием 31-32 Задачи на вычисление процентов в различных схемах вкладов. 33-34 Задачи с целочисленными неизвестными 35-36 Задачи с параметрами 37-38 Задачи на использование понятия масштаба 39-40 Задачи на концентрацию 41-42 Задачи на процентное содержание Решают рациональные неравенств с одной переменной, неравенства с модулями, иррациональные неравенства, уравнения и неравенства с двумя переменными. Повторяют методы решения систем уравнений. Решают уравнения и неравенства с параметрами. Разбирают: основные теоремы равносильности; основные способы равносильных переходов; основные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. 43-44 Тригонометрические уравнения Учащиеся учатся читать 45-46 Некоторые способы решения тригонометрических уравнений 47-48 Тригонометрические функции графики тригонометрической функции, решают уравнения и неравенства; понимают и читают свойства и графики тригонометрической функции, решают тригонометрические уравнения и неравенства 49-50 Обратные тригонометрические функции 51-52 Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции 53-54 Решение геометрических задач 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 . Учатся изображать тела вращения на плоскости. Знакомятся с понятием Решение задач на нахождение усеченного конусе, сечения конуса площадей фигур (параллельного основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), Решение задач на построение сечений и нахождение их площадей сечения шара. Строят развертки цилиндра и конуса. Изучают простейшие комбинации многогранников и тел Решение на нахождение объемов вращения между собой. Знакомятся с фигур формулами для вычисления площади поверхности Решение задач на многогранники правильной пирамиды и прямой призмы. Применяют формулы для решения задач Решение задач на фигуры вращения на вычисление площади поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. Некоторые сведения из планиметрии Задачи Эйлера С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№9» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: •установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; •побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; •привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу , выработки своего к ней отношения; •использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; •включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; •организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; •инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор форм и способов воспитательной работы на уроке определяется в соответствии с целями и задачами урока.