Пояснительная записка
Под внеурочной
деятельностью понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне
начального общего образования: обеспечение соответствующей
возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание
благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Требования рыночной экономики и информационное общество
впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности
школьника, а стратегической задачей образовательной политики стимулирование его активности.
Во ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и
воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и
пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в
границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для
создания системы внеурочной деятельности,
поддерживающей процесс обучения: § разработано
Положение о внеурочной деятельности;
составлен перечень программ внеурочной деятельности;
осуществлён подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
разработано Положение о рабочих программах;
разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
материально-техническое оснащение внеурочной деятельности в
основном соответствует требованиям ФГОС;
Происходит постоянное информирование родителей о системе
внеурочной деятельности; составлено расписание внеурочной
деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 9 обеспечивает
введение в действии и реализацию требований ФГОС и определяет
объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности,
состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности на
уровне основного общего образования.
При разработке плана использовались следующие документы:
●
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
●
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования");
●
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской
Федерации от
31.05.2021 №
287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта
основного общего образования");
●
СанПиН
2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
●
Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106,
зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
●
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
●
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. №
03–2960;
●
ФОП НОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
173.1. Назначение плана внеурочной деятельности – психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их
обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных
способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется образовательной организацией с учетом предоставления права
участникам образовательных отношений выбора направления и содержания
учебных курсов.
173.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
173.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные
характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает: особенности образовательной
организации (условия функционирования, тип школы, особенности
контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где
находится образовательная организация.
173.4. Возможные направления внеурочной деятельности и их
содержательное наполнение и являются для образовательной организации
общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе
направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности,
интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной
деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные
участники образовательных отношений.
173.5. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
173.6. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном».
173.6.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
173.6.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
173.7. Направления и цели внеурочной деятельности.
173.7.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на
физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации
жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного
образа жизни.
173.7.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как
углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
173.7.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
173.7.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
173.7.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся
о разнообразных современных информационных средствах и навыки
выполнения разных видов работ на компьютере.
173.7.6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
173.7.7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне
ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает
обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных
предметов.
173.8. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
173.9. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
173.10. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в
помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности
(спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в
образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).
173.11. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную
и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
173.12. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне
начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
В МБОУ «СОШ № 9» реализуются следующие направления внеурочной
деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Духовно-нравственное.
3. Социальное.
4. Общеинтеллектуальное.
5. Общекультурное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на ступени основного общего
образования как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования.
Основные задачи:
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
развитие потребности в занятиях физической культурой и
спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы,
соревнования.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении
духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных
установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции
— «становиться лучше»; укрепление нравственности — основанной
на свободе воли и духовных традициях;
формирование основ нравственного самосознания личности;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Программа духовно-нравственного направления внеурочной обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих
ценностей;
развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и
старших, ответственность за другого человека.
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные
творческие дела, создаются проекты.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся.
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации
внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению
нового социального опыта на ступени основного общего образования, в
формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических
компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативной
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме; - формирование способности
обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в
социуме;
развитие навыков ориентирования на местности;
развитие навыков безопасности жизнеобеспечения;
формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества
с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем; - формирование отношения к семье как к
основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему
поколению.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки,
защиты проектов.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
развитие навыков интеллектуального труда;
развитие культуры логического мышления, воображения;
формирование опыта практической деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени основного общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита
проектов.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании
способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие
обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой
культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран.
Основными задачами являются:
формирование ценностных ориентаций общечеловеческого
содержания;
становление активной жизненной позиции;
воспитание уважительного отношения к родителям, старшим,
доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего
мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами
художественной деятельности.
По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы,
выставки.
Планируемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом; - воспитание уважительного отношения к своему
поселку, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального
действия; - формирования коммуникативной, этической, социальной,
гражданской компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа
жизни;
- формирование чувства гражданственности, патриотизма, правовой
культуры;
приобретение социального опыта.
План внеурочной деятельности НОО (1-4 классы)
Направление Программа
Классы
Часы
Футбол
1.
Спортивнооздоровитель
Легкая атлетика
ное
4
2
3-4
2
1
1
Волшебный мир шахмат
2. Духовнонравственно
Информационно-просветительские
е
занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
1-4
3.Профориен
Путешествие в мир профессий
1-4
тационное
4.
Социальное
13
12
1
Познай себя
Орлята России
Кор. 1-4
2-е
Эколята
2,3
2
Умники и умницы
1,2,3,4
5
Как хорошо уметь читать
1
1
3,4
4
1
1
Грамотный читатель
3
1
Математическая шкатулка
3
1
Чтение. Работа с текстом
5. Обще
интеллектуал
Читаем вместе
ьное
2
Финансовая грамотность
Коррекционные занятия для детей с
ОВЗ
Умелые ручки
6.
Общекульту Рисуем - мастерим
рное
Кукольный театр
Радуга творчества
4
1
Кор.1-4
5
2
2
4
Кор.1-4
1
1
1
1
Итого
58 часов